Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:48, реферат
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.Высшая власть в правовом государстве — власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.
Введение
I.Зарождение идей правового государства
1.1. Идеи правового государства в Древнем мире
II. Понятие и признаки правового государства
III. Система разделения властей в правовом государстве
IV. Аспекты формирования правового государства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Указанные признаки, и особенно предметный характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти, так и со стороны судебной власти.
Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, например, в России) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства — президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.
Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в области сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.
Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в виде регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительство большинства стран обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.
За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшие поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.
Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.
Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.
Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
Законодательная власть.
Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако, имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.
Законодательная власть — это делегированная законодательная власть. Название данной ветви “законодательная” не означает, что кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.
Судебная власть.
Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.
Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.
IV. Аспекты
формирования правового
Согласно Основному Закону (ст.79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Представительным и законодательным органом в Республике Беларусь является парламент — Национальное собрание, Срок его полномочий — четыре года. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ст.90)
Согласно статье 97 Конституции, Палата представителен рассматривает по предложению Президента либо по инициатив не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.
Палата представителей рассматривает проекты законов назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; принимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрен: Конституцией.
Совет Республики (ст.98) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.
Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.
В соответствии со статьей 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления (ст. 106).
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена.
Правительство руководит системой органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.
Согласно статье 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси.
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Знакомство с Конституцией Республики Беларусь позволяет утверждать, что Основной Закон в определенной мере закрепил конституционные основы судебно-правовой реформы. На наш взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; защиту судов от влияния политических партий и иных общественных объединений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетентным, независимым и непредвзятым судом в установленные законом сроки; закрепление презумпции невиновности, состязательность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, неприкосновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В статье 112 Основного Закона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специализированные) наряду с Конституционным судом осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.
В соответствии с Основным Законом в судебную систему эеспублики включается и Конституционный Суд (ст.116). Шесть судей назначаются Президентом Беларуси. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Конституционный Суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обязательствам республики. Рассмотрение споров о субъективных правах, дел о юридической ответственности не входит в его компетенцию. Это сфера деятельности обычных судов.
Следует отметить, что подавляющее большинство органов конституционного контроля европейских стран вправе рассматривать дела о конституционности нормативных актов по жалобам граждан (так называемым конституционным жалобам). Статьей 116 Конституции Республики Беларусь не предусмотрено право Конституционного Суда рассматривать обращения граждан по существу. Полагаем целесообразным расширение правовых возможностей Конституционного Суда в отношении защиты конституционных прав и свобод граждан. Тем более, что такая возможность вытекает из смысла статей 61 и 116 Конституции Республики Беларусь1.
Речь идет о возможности граждан обращаться в Конституционный Суд непосредственно только в тех случаях, когда их права и свободы нарушены в результате применения противоречащего Конституции нормативного акта по конкретному делу (вопросу), рассмотрение которого завершено, и гражданами исчерпаны все другие средства правовой защиты. Установление такого порядка законодательным актом отвечало бы не только целям защиты прав человека и гражданина, но также соответствовало бы международной практике конституционного контроля.
В целом же можно констатировать, что Основной Закон Республики Беларусь закрепил конституционные основы организации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа, по нашему мнению, должна рассматриваться как неотъемлемая составная часть общей реформы государственного аппарата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.
Следует обратить внимание на то, что мы остановились лишь на концептуальных направлениях совершенствования судебной власти в республике. На практике они будут претворяться в жизнь по мере осуществления судебно-правовой реформы. В этой связи целесообразно остановиться на причинах, вызвавших необходимость проведения судебно-правовой реформы.
Информация о работе Система разделения властей в правовом государстве