Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:48, реферат
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.Высшая власть в правовом государстве — власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.
Введение
I.Зарождение идей правового государства
1.1. Идеи правового государства в Древнем мире
II. Понятие и признаки правового государства
III. Система разделения властей в правовом государстве
IV. Аспекты формирования правового государства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Полагаем, что одной из решающих причин, определивших необходимость проведения судебно-правовой реформы в нашей республике, является то, что система органов юстиции, сформированная в основном в условиях тоталитарного режима, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве. Даже в нынешнем состоянии органы юстиции все еще восприимчивы к диктату преобладающей политической силы и не могут гарантировать беспристрастности рассмотрения тех или иных правовых вопросов. Они никак не могут выйти из-под «опеки» местных органов управления.
Возьмем, к примеру, суд. Свобода личности нуждается в квалифицированной, беспристрастной судебной защите. Однако суд сохраняет свое место в прежней системе правоохранительных органов, главным образом, в качестве учреждения карающего, лишенного функциональной гибкости. В уголовном процессе, в частности, суд выполняет несовместимые по своему содержанию функции следствия, обвинения, защиты и разрешения дела. Он одновременно добывает и исследует доказательства, восполняет пробелы следствия, возбуждает уголовные дела, оглашает обвинительные заключения, возвращает уголовные дела на дополнительное расследование и т.д. Реабилитирующая функция еще не получила необходимого развития в деятельности суда, который ориентирован прежде всего на выводы обвинительного заключения и доводы государственного обвинителя. Принцип состязательности сторон еще не стал реальностью в судебном разбирательстве. Таким образом, суд нельзя еще рассматривать в качестве независимого арбитра в споре равноправных сторон.
Необходимо отметить, что в настоящее время численность работников судебных органов в республике не соответствует реальным общественным потребностям. Так, на 1 миллион белорусского населения в 90-е годы приходится в 2,5—3 раза меньше судей, чем в развитых странах с аналогичной системой права. Например, в ФРГ на 1 миллион жителей приходится 220 судей и это при том, что в западных государствах суды имеют несравненно более высокую организационно-техническую оснащенность, а судьи гораздо более весомый социальный статус1.
Все это говорит о необходимости принципиального пересмотра системы судебных органов республики и организации их работы. Представляется, что стержневым вопросом судебно-правовой реформы является вопрос о месте и роли Министерства юстиции в правовом государстве. Международный опыт свидетельствует о том, что без достаточно сильного Министерства юстиции с широкими полномочиями нельзя рассчитывать на успешное функционирование всей правовой системы в обществе.
23 апреля 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление «О концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь».
Во втором разделе этого документа, который называется «Судебная власть и судебная организация», высказана принципиальная мысль о необходимости превращения суда из рядового государственного учреждения, придатка административно-командной системы, проводника партийно-государственной политики и «органа борьбы с преступностью» в независимый и самостоятельный орган государства — орган правосудия. Назначение суда в государстве и обществе — быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Остальные органы системы юстиции, решая свои чрезвычайно важные и сложные задачи, выполняют тем не менее обслуживающие по отношению к суду функции.
Вот почему созданию авторитетного правосудия, способного стать реальным противовесом законодательной и исполни тельной властям, должна послужить коренная перестройка судебной системы республики.
Говоря о необходимости такого преобразования, прежде всего подразумевают:
1) переход к рассмотрению основной части судебных дел судьями единолично (предлагается именовать их мировыми судьями);
2) создание
суда присяжных для
3) рассмотрение
остальных дел
Такая модель судебной системы с возможными вариациями получает все большее признание среди ученых-правоведов и практиков.
В систему органов государственного контроля и надзора входит Прокуратура (ст. 125) и Комитет государственного контроля (ст. 129).
На необходимость реформирования действующей системы юстиции указывает также то, что суды, прокуратура, органы дознания и предварительного следствия не в состоянии обеспечить надлежащую охрану законности и правопорядка. Число выявленных преступлений в Республике Беларусь намного превысило стотысячную отметку и продолжает расти. Особенно тревожит тот факт, что год от года набирает темпы подростковая преступность. Наступает наркомания. В республике появились вооруженные банды. Стали практиковаться заказные убийства.
Однако едва ли стоит перекладывать ответственность за положение дел на работников правоохранительных органов. Они л
в буквальном смысле слова завалены работой. Так, у следователей органов МВД в производстве находится зачастую по 20 и более уголовных дел. Меньшее количество их у следователей прокуратуры, но они ведут дела повышенной сложности и общественной опасности, на расследование которых требуется гораздо больше времени. Судьям приходится ежемесячно разрешать по 50 и более дел и материалов.
Суды и правоохранительные органы до сих пор связаны показателями отчетности. По ним проводится оценка работы суда, следственных органов, прокуратуры и даже адвокатуры. Прежняя административно-командная система предопределила приоритет ценностей: сначала показатель, потом — человек.
Не обеспечена процессуальная самостоятельность следователя. Являясь штатным сотрудником органов внутренних дел, государственной безопасности или прокуратуры, он подчинен своим непосредственным начальникам и обязан выполнять ведомственные приказы и инструкции. Не свободен следователь и от прокурорского влияния. Если это следователь прокуратуры, то у него существует служебная зависимость от прокурора как начальника. В отношении следователей органов внутренних дел и государственной безопасности прокурор осуществляет «надзор за исполнением законов». При этом полномочия прокурора в указанной сфере достаточно широки, что позволяет ему при необходимости вмешиваться в процесс расследования, выносить по делу обязательные для следователя решения, а в некоторых случаях даже отстранять следователя от производства предварительного следствия.
Таким образом, в настоящее время управление следствием ведется с использованием тех же ведомственных методов, которые применяются для руководства и другими службами правоохранительных органов. Наличие в них параллельных структур предварительного следствия ведет лишь к увеличению управленческого аппарата, к формально-бюрократическому решению вопросов о подследственности преступлений, к снижению эффективности расследования. Поэтому результатом правовой реформы в этом направлении должно стать создание независимого Следственного комитета, который будет единственным в республике органом предварительного следствия. Его создание, по мнению многих, обеспечит процессуальную самостоятельность следователей, повысит их правовой и социальный статус.
1 В настоящее время при МВД Республики Беларусь создан Следственный комитет, но он осуществляет свою деятельность в рамках системы органов внутренних дел.
Проблемы формирования правового государства в Республике Беларусь мы не случайно начали рассматривать с политико-правовых аспектов. Они неплохо разработаны в юридической науке, более понятны и более восприимчивы социальными слоями посттоталитарного общества.
Наши размышления будут неполными без краткой характеристики процесса формирования гражданского общества в стране, наличие которого является важнейшим условием функционирования правового государства.
Во втором вопросе мы конспективно дали характеристику гражданского общества. Дополняя сказанное, подчеркнем, что в классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя ячейки, свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противостояло государству, отвоевывало у него пространство для самоорганизации и ставило пределы вмешательства в свою жизнь. При тоталитаризме ячеек, не занятых государством, практически не остается. И потому становление гражданского общества во многом будет результатом государственной деятельности, что, естественно, не может не наложить отпечаток на ход и конечный продукт этого процесса.
Основу гражданского общества составляют различные формы собственности. Если при тоталитаризме они сохранились, гражданское общество может восстановиться относительно легко. Ему просто не надо мешать. Гораздо сложнее переход от «социалистического» тоталитаризма, характеризуемого единством власти и собственности. Частная собственность здесь может возникнуть только в результате широкомасштабной приватизации. Как следствие, приватизация вызывает глубокую трансформацию государственной власти, ибо отторгает ее от распоряжения всей собственностью страны. После приватизации подменять собственника уже не удастся. С ним надо будет считаться, создавать для него разумные и приемлемые «правила игры», переходить от силовых к правовым методам воздействия. Делать все это власть не научилась и поэтому легко может потерять контроль над социальными процессами. Инстинкт самосохранения диктует удержание «командных высот» в экономике.
Но если интересам государства приватизация явно не отвечает, то отдельные его представители, владея рычагами государственной власти, приобрели собственность и тем самым обеспечили себе переход в слой частных собственников. Отсюда можно сделать вывод: в условиях посттоталитаризма государственная власть является одним из главных инструментов первоначального накопления капитала.
Накопленный наукой и практикой опыт позволяет утверждать, что в Беларуси, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, приватизация может пойти по следующей системе координат: с одной стороны, сохранится государственный контроль над значительным объемом собственности, а с другой — личное обогащение чиновников. Поэтому процесс формирования гражданского общества будет затянут и весьма далек от требований социальной справедливости и экономической целесообразности.
Аналогично идет или же будет идти и становление других институтов гражданского общества: свободы слова, печати, собраний, митингов, объединений. Разумеется, наличие необходимых рамок для реализации указанных свобод необходимо в любом, самом демократическом гражданском обществе. Однако, будучи «дарованными» государством, они не воспринимаются как неотъемлемые права личности, а поэтому защищаются и сдерживаются не правовыми, а административными средствами.
Вместе с тем либерализация экономики и политики создает некоторые возможности для появления подлинно частного, не связанного с государством бизнеса, подлинно независимых, не пользующихся государственным финансированием прессы, общественных объединений и т.д. Если такие структуры, возникнув, устоят перед соблазном перебраться под «государственное крыло» и выживут, обратное движение к тоталитаризму станет невозможным. Они составят зародыш гражданского общества — постоянного оппонента государства.
В заключение нельзя не сказать о том, что утверждение принципов правового государства в нашей стране как встречало, так и продолжает встречать сопротивление. На наш взгляд, это объясняется тем, что внедрение подобных принципов невозможно без полного отказа от командно-административных методов руководства обществом, без преодоления правового нигилизма, волюнтаризма и субъективизма. Это может стать реальностью лишь в условиях установления полной конституционной законности и обеспечения строгой юридической ответственности, что противоречит устремлениям бюрократических, коррумпированных, мафиозных структур.
В теоретическом отношении серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.
Сейчас стало ясно, что без добротной теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один правовой акт.
История показала, что юридическая наука призвана сегодня, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, выработать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоят человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на демократию. Альтернативы этому нет.
Нет сомнения, что пройдет немало времени, пока идея правового государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой Конституции Республики Беларусь принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а как цель, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.
Заключение
Смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.
Информация о работе Система разделения властей в правовом государстве