Современные концепции происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:14, реферат

Краткое описание

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого1.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:

Современные концепции  происхождения человека

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Одна из важнейших  идей европейской цивилизации —  идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание.

Но в науках физико-химического  цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой  системы, в которой фактор времени  не играет роли.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной, возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля, возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат  отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются  историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого1.

 

 

Современные концепции  происхождения человека

Представления о естественном возникновении человека от обезьяноподобных предков в результате эволюции существовали в Индии еще 3 тыс. лет назад. К. Линней (1735) впервые научно определил место человека, поместив его в класс млекопитающих и отряд приматов. Хотя сам Линней считал, что он отразил тем самым план Творца, распространение «Системы природы» было специально запрещено католической церковью. Ж-Б.П. Ламарк в «Философии зоологии» (1809) описывает последовательные этапы происхождения человека от обезьяноподобного предка. Однако основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграла книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871), которая содержала огромное число систематизированных фактов из разных областей биологии и палеонтологии, получающих свое естественнонаучное объяснение только в случае признания развития человека от ствола древних обезьян. Ч. Дарвин подчеркивал при этом, что современные человекообразные обезьяны не могут рассматриваться как предки человека — они как бы наши двоюродные братья2.

В истории исследований об эволюции человека можно обнаружить две противоположные  тенденции. С одной стороны – это позиция тех ученых, которые стремятся подчеркнуть уникальность человека, концентрируя внимание на прерывистости эволюции и отыскивая уникальные человеческие характеристики в ископаемых остатках, дошедших из далеких эпох. С другой стороны, существуют и те, кто видит в приматах зеркальное отражение человека и вследствие этого всячески преуменьшает различия в поведении и строении тела между ними, доказывая недавнее эволюционное расхождение ветвей, ведущих к человеку и его ближайшим родственникам по эволюционному древу.

Эволюция Homo sapiens — это эволюция всего-навсего одного из многих миллионов видов, живших на нашей планете.

Костные остатки гоминид в основном начинают появляться около 5 млн. лет назад. Самые ранние местонахождения — это Табарин возле озера Баринго в Кении, где была найдена челюсть, принадлежащая, по-видимому, ископаемому гоминиду, жившему 4,9 млн. лет назад; однако наиболее известные и богатые местонахождения — район Хадар в Эфиопии и Летоли в Танзании.

В Летели найдено большое количество зубов и фрагментов челюстей, а  также отпечатки стоп прямоходящего  примата, предположительно гоминида. В Хадаре Джохансон и др. нашли снискавшую ныне шумную популярность «Люси» — фрагментарный скелет небольшого по размерам гоминида. Первое местонахождение имеет возраст 3,6 млн. лет, второе — около 2,9 млн. лет.

Костные остатки гоминид, относящиеся к периоду от 3 до 1,8 млн. лет, обнаружены на территории Восточной (Кооби-Фора, Омо, Канапои) и Южной Африки (Макапансгат и Стеркфонтейн). Эти, а также более поздние важные местонахождения, такие, как Олдувай, Пенинж, Чесованья, Сварткранс и Крамдраай свидетельствуют, что в промежутке от двух до одного млн. лет назад гоминиды разделились на несколько видов и в связи с этой дивергенцией прослеживается два различных направления в эволюции человека.

Первое из них представлено австралопитеками. Другая линия — род Homo, впервые представленный Homo habilis. В отличие от массивных австралопитеков ранние представители рода Homo (гоминины) характеризуются увеличением емкости черепа вплоть до 650 см3. Остатки H. habilis обнаружены в различных местах Восточной Африки — в первую очередь в Олдувае и Кооби-Фора, а также в Южной Африке3.

Вместе с Н. habilus были найдены грубые галечные орудия и кости животных, явно расколотые для добывания мозга. Некоторые рубила — кварцитовые гальки, подправленные ретушью, сделаны из материала, принесенного из районов, удаленных на 70—80 км. Значение находок таких орудий огромно, так как трудовая деятельность является границей, отделяющей Человека от остальной природы. Находка Н. habilis — творца галечниковой культуры — находка первого (или одного из первых) вида Человека на Земле2.

В раннем плейстоцене произошло два важных события. Во-первых, около 1,6 млн. лет назад на смену H. habilis пришел H. erectus и, во-вторых, вымерли австралопитеки. Великолепные экземпляры H. erectus были найдены как на восточном, так и западном берегах озера Туркана в Кении; их возраст составил примерно 1,6 млн. лет.

H. erectus был первым гоминидом, вышедшим за пределы нынешней суб-Сахары. Остатки представителей этого вида обнаружены в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Китае и на Яве; сходные, но, вероятно, более поздние формы найдены и в Европе.

Согласно давно установившемуся  мнению, может быть, самое существенное отличие H. erectus — это его постоянство во времени, а также эволюционная стабильность. В период от 1,6 до примерно 0,4 млн. лет назад H. erectus представлял собой единственный вид рода Нomo и сравнительно мало изменился за этот промежуток времени, несмотря на большую протяженность занимаемого им ареала. Однако примерно с 0,4 млн. лет назад этот морфологический застой прекращается и начинается переход к H. sapiens. На самых ранних стадиях он отмечен очень крупными экземплярами, увеличением черепа, дальнейшей редукцией относительного размера лица и мускулатуры головы. Пока не ясно, был ли этот переход приурочен к определенной местности, но многие из ранних ископаемых представителей H. sapiens найдены в Европе, что свидетельствует о дальнейшей географической экспансии гоминид. Эти архаические формы H. sapiens достигают вершины своего развития в неандертальцах — морфологически обособленной группе гоминид, обитавших, судя по находкам, в Европе и некоторых частях Азии в период от 100 000 до 50000 лет назад.

Переход от архаических  форм H. sapiens к анатомически современному типу Homo sapiens sapiens — одна из давнишних загадок палеоантропологии. В Европе процесс замещения неандертальцев неоантропами был относительно быстрым. В других местах из-за недостаточного количества находок и менее четкой их хронологии обнаружить одновременное существование неандертальцев и Homo sapiens sapiens не удается. Наверняка известно, что к 30 000 лет назад человек современного типа оказался единственным представителем гоминид, распространившимся по всему миру2.

К моменту возникновения Н. sapiens род Homo обладал почти всеми признаками, характерными для Человека разумного: двуногая походка возникла миллионы лет назад на стадии рамапитеков или даже несколько раньше; начало трудовой деятельности, связанное с использованием передних конечностей, относится к периоду 5—2 млн. лет назад. Примерно тогда же произошло открытие использования огня. Непрерывно за последние несколько миллионов лет (и особенно активно за последние несколько сотен тысяч лет) идет наращивание массы головного мозга. Трудовая деятельность вместе со стадным образом жизни приводит к возникновению речи у ранних представителей рода Homo.

Однако трудовая деятельность требовала передачи накопленного опыта, традиций, объединения усилий отдельных индивидов в процессе труда, охоты и защиты. Происходила грандиозная переоценка ценностей. Раньше неандерталец, видимо, мог спокойно съесть больного, старого или раненого члена своей же семьи. Затем преимущества перед другими получили те племена, которые заботились о стариках и поддерживали физически не таких сильных, но полезных своими умственными способностями особей (мастеров по выделке орудий, хороших следопытов и наблюдателей и т. п.)2.

Гоминиды жили в средах с сильно выраженной сезонностью и изобиловавших хищниками, чтобы выжить им потребовалось усиление родительской заботы о потомстве. Большая родительская забота у людей и, как можно предполагать, у гоминид — решающий фактор эволюции человека. Чтобы материнская особь могла уделять заботе о детенышах больше времени, необходимо было ее освобождение по крайней мере от некоторых форм активности, связанных с пищевым поиском. А это в свою очередь требовало выполнения двух условий. Во-первых, самец должен был обеспечить самку и детеныша пищей. Во-вторых, чтобы самец мог пользоваться выгодами более эффективного поиска пищи, необходимо было образование моногамной пары. Однако чтобы такая стратегия могла возникнуть в эволюции человека, необходимо было   развитие у него двух неотъемлемых человеческих признаков — прямохождения, которое позволило ему брать пищу руками и относить ее детенышам, и дележа пищи между сородичами независимо от того, участвовали они в ее добывании или нет, т.е. возникала социальная структура.

По мере укрупнения мозга возникала  проблема появления на свет детенышей  с очень крупной головой, что обусловило снижение эффективности локомоторной системы у самок и, возможно, значительное увеличение детской смертности. У анатомически современного человека, по всей видимости, происходит сдвиг в сторону более грацильного телосложения, а быть может, и в сторону укорочения сроков беременности и преждевременного появления на свет новорожденных. Все описанные сдвиги должны были сопровождаться значительным усилением родительской заботы о потомстве, что могло играть важную роль в изменении поведения гоминид в процессе эволюционного формирования анатомически современного человека. За энцефализацию (увеличение размеров головного мозга) животные (в особенности самки) вынуждены расплачиваться очень дорогой ценой3

 

Пути распространения ископаемых приматов

Тропическое происхождение приматов подтверждается географическим распространением их современных видов. Практически ни один вид современных приматов не заходит на севере дальше 25° северной широты, а на юге — дальше 30° южной широты. Исключениями из этого правила (не считая современных людей) являются лишь несколько видов рода Масаса.

Доисторический ареал обитания приматов, безусловно, был шире, чем  современный. Самые ранние приматы датируются концом мелового периода (около 65 млн. лет назад). На протяжении последующих млн. лет происходили значительные климатические изменения, описанный характер распространения ископаемых приматов полностью согласуется с «тропической природой» этого отряда. В начале кайнозойской эры было гораздо теплее, чем теперь, и тропические области, в особенности тропические леса, занимали гораздо больше места. Однако с середины миоцена начало происходить быстрое снижение температуры и значительное изменение дрейфа материков, что привело к сокращению площади тропической зоны. В соответствии с этими климатическими сдвигами произошло и сужение ареала обитания приматов, что подтверждает предположение о сильной зависимости их распространения от температурных условий.

Современные люди и некоторые ранние гоминиды – единственные приматы, которым удалось избежать этих ограничений. Миллион лет назад и ранее распространение гоминид ограничивалось тропиками и субтропиками, что к этому времени они освоили границы зоны умеренного климата, и что только в позднем плейстоцене началось их проникновение в высокоширотные области. Критические же события в эволюции гоминид, связанные с их отходом от других приматов и приобретением таких отличительных признаков, как бипедия и способность к изготовлению орудий труда, происходили в тропических областях.

Приматов  обычно считают отрядом  млекопитающих,  который характеризуется древесным образом жизни. Утверждение, что переход к наземному образу жизни сыграл в эволюции гоминид исключительную роль, представляется самоочевидным и не требующим доказательств. Вытекает оно из двух простых наблюдений общего характера: во-первых, приматы в отличие от людей в большинстве своем ведут древесный образ жизни, и, во-вторых, из всех тех приматов, которые все-таки перешли к наземному существованию, у одних только гоминид сформировался в высшей степени специализированный способ передвижения — бипедия. Столь сильное отклонение человека от эволюционного и адаптивного развития его ближайших биологических родственников уже само по себе можно расценивать  как достаточное свидетельство его уникальности.

Информация о работе Современные концепции происхождения человека