Современные теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Происхождение государства и права – одна из основных проблем теории государства и права, основной учебной дисциплины, изучаемой в юридических вузах. Эта тема очень актуальна и имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Чтобы, лучше понять социальную природу государства и права, глубоко и всесторонне изучить сущность и особенности современных государств и правовых систем, а также попытаться уяснить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования сформировались, и какой путь они прошли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………...3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ...………………………………………….…...6
1.1 Понятие, особенности и признаки государства……………………….6
1.2 Понятие, особенности и признаки права………………………………9
Глава 2. ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА,СВЯЗАННЫЕ СМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ ...……………….14
2.1 Органическая теория…………………………………………………...14
2.2 Теория насилия…………………………………………………………15
2.3 Историко-материалистическая (марксистская) теория……………...17
2.4 Историко-материалистическая (немарксистская) теория…………...18
2.5 Ирригационная теория…………………………………………………19
Глава 3. ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ………………….21
3.1 Теологическая теория………………………………………………….21
3.2 Патриархальная теория………………………………………………...22
3.3 Договорная и естественно-правовая теории………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…….………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовик.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ: г. Одинцово

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра: Теории и истории государства и права

 

Заведующий кафедрой

Д.и.н. Нэх В.Ф.

_______________________

«___» ______________2014 г.

 

Рамазанова Эльвира Камильевна

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Современные теории происхождения государства и права»

 

 

 

Руководитель: Буреев А.А.

 

Студент (ка): II курса заочного обучения

О.2013.10.ВОИЗ

Рамазанова Э.К.

 

Одинцово – 2014 г.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение государства и права – одна из основных проблем теории государства и права, основной учебной дисциплины, изучаемой в юридических вузах. Эта тема очень актуальна и имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Чтобы, лучше понять социальную природу государства и права, глубоко и всесторонне изучить сущность и особенности современных государств и правовых систем, а также попытаться уяснить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования сформировались, и какой путь они прошли. В. И. Ленин был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством, а с государством сосуществует и право. Было время, когда государство охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя наряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки, так или иначе, распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства.

Теорию происхождения государства и права можно толковать в трояком смысле, а именно как учение о возникновении:

1) государства и права  независимо от их типа и  форм (теория в широком смысле, или общая теория),

2) государства и права  того или иного типа, в отдельности  взятого (теория в узком смысле),

3) конкретного государства  и права, т. е. государства и права, имеющих собственное имя и собственную историю возникновения (специальная, или частная, теория).

Целью моей курсовой работы является характеристика современных теорий происхождения государства и права.

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании и развитии теорий происхождения государства и права.

Предмет исследования: современные теории происхождения государства и права, их общая характеристика и сущность.

Цель работы: изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права.

Задачи курсовой работы:

    1. Изучить понятие, особенности и признаки государства;
    2. Изучить понятие, особенности и признаки права;
    3. Проанализировать социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права.

При выполнении работы использованы методы: общенаучные (системный, исторический) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

 

1.1. Понятие, особенности и признаки государства

 

  Слово "государство" в русском языке происходит от древнерусского "государь" (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом "господарь" (давшее "господарьство"). [3, 115]. Необходимо отметить, что понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Любое определение государства всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Признаки государства:

  1. Обязательные:

    • наличие определённых внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

    • наличие гражданства (подданства) людей, населяющих данное государство. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

    • наличие особой публичной власти, выделенной от общества (государственный аппарат, армия, милиция). Публичной власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Государство представляло собой публичную власть, которая не совпадала непосредственно со всем населением, организующим самого себя как вооруженная сила. Государственный аппарат формировался из той или иной части населения и включал в себя армию, полицию, а также вещественные придатки принуждения в виде тюрем и разного рода исправительных учреждений.

    • наличие налогов и сборов для содержания публичной власти. Без налогов не обходится ни одно современное государство, а их размер устанавливают таким образом, чтобы не страдали интересы государства, производителей материальных благ и населения, чтобы предприятия, организации были заинтересованы в результатах хозяйственной деятельности и расширении своего производства, не были задавлены непосильными налогами.

    • наличие государственного суверенитета, т.е. самостоятельности государства, его независимости в осуществлении власти на своей территории и во взаимоотношениях с другими государствами. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу "божественного права и завоевания".

    • издание правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения для регулирования основных общественных отношений внутри страны и во взаимоотношениях с другими странами. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой, в системе иных категорий, формирует такие основополагающие категории политической науки, как политическая власть, субъекты политики, политическая жизнь общества, политический процесс и т.д., что является в целом формированием и государства.

  1. Дополнительные - наличие символов (герб, флаг, гимн, столица). Как показывает историческая практика, многих государств атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.

Таким образом, государство - это политико-территориальная, суверенная организация, предназначенная для управления обществом и обладающая аппаратом принуждения, обеспечивающего по средствам норм права первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий - интересы всего народа.

 

1.2 Понятие, особенности и  признаки права

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых государством, а также принимаемых путём референдума, выражающих общепризнанные человеческие ценности и регулирующих общественные отношения. [5, 85].

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений:

  1. Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы:

    • индивидуально-правовые - суть конкретные указания. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

    • нормативные - правила общего характера. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п. Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

  1. Общеобязательность. Внеправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени. Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Информация о работе Современные теории происхождения государства и права