Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:30, реферат
Как уже отмечалось выше, основанием для применения института реадмиссии является заключенный и вступивший в законную силу с учетом требований Конституции Российской Федерации международный договор Российской Федерации, нормы которого получают развитие в актах национального законодательства (Федеральный закон от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и подзаконных актах (в настоящее время разрабатываются)
Соотношение реадмиссии и административного выдворения
1. Как уже отмечалось выше, основанием для применения института реадмиссии является заключенный и вступивший в законную силу с учетом требований Конституции Российской Федерации международный договор Российской Федерации, нормы которого получают развитие в актах национального законодательства (Федеральный закон от 6 мая 2008 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и подзаконных актах (в настоящее время разрабатываются).
Институт же административного выдворения урегулирован только на основании актов федерального законодательства, а именно:
• Конституции Российской Федерации;
• Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
• Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Феде рации и въезда в Российскую Федерацию» и
• ведомственного нормативного правового акта — приказа МВД России от 26 августа 2004 г.
2. Административное выдворение:
• вид административного наказания (применяется как в качестве основного, так и дополнительного наказания);
• назначается только судьей;
• реализуется в двух формах:
– принудительное и контролируемое перемещение за пределы Российской
Федерации;
– контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина за пределы Российской Федерации;
• предусмотрена возможность обжалования постановления об административном выдворении;
• осуществляется только в
государство гражданской
• постановление об административном выдворении исполняется органами внутренних дел;
• административное выдворение может также осуществляться за счет средств стороны, пригласившей выдворяемое лицо;
• о факте административного выдворения уведомляется дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства.
Реадмиссия:
• в отличие от административного выдворения не является видом наказания;
• в отличие от административного выдворения решение о реадмиссии принимается во внесудебном порядке — директором (заместителем директора) ФМС России;
• в отличие от административного выдворения может осуществляться, в том числе в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно прибыли в Российскую Федерацию;
• лица, подпадающие под реадмиссию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение об административном выдворении, в специальном учреждении ФМС России;
• в отличие от административного выдворения решение о реадмиссии исполняется ФМС России.
Следует иметь в виду, что международная практика не выделяет реадмиссию как самостоятельный правовой
институт и, соответственно, в актах национальных законодательств иностранных государств реадмиссия не урегулирована, оставаясь исключительно категорией международного права. С точки зрения международной практики реадмиссия представляет собой лишь технический механизм, используемый при реализации решения о принудительном удалении иностранного гражданина или лица без гражданства с территории государства. Подробнее об этом см. часть первую настоящего Руководства.
Соотношение реадмиссии и депортации
1. Помимо рассмотренных выше общих черт, присущих всем без исключения формам принуди тельного возвращения иностранного гражданина или лица без гражданства, некоторые критерии двух данных форм совпадают.
Так, депортация, как и реадмиссия, не является видом наказания и представляет собой механизм принудительной высылки иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
Депортация и реадмиссия осуществляются во внесудебном порядке — решения принимаются ФМС России. Практическая реализация вынесенных решений также осуществляется подразделениями Федеральной миграционной службы.
Реадмиссия и депортация общие черты:
• не являются видами наказания;
• высылка иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации;
• решения принимаются ФМС России;
• решения реализуются подразделениями ФМС России.
2. Вместе с тем процедуры депортации и реадмиссии имеют и существенные различия.
Правовую основу института депортации составляют исключительно акты федерального законодательства:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
• Ведомственный нормативный правовой акт — приказ МВД России от 26 августа 2004 г.
Депортация:
• применяется в случае несоблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства ранее объявленного ему требования покинуть территорию Российской Федерации в связи с:
– сокращением срока пребывания (проживания) в Российской Федерации (обязан выехать из Российской Федерации в течение 3 дней);
– аннулированием разрешения на временное проживание или вида на жительство (обязан выехать из Российской Федерации в течение 15 дней);
– отказом в удовлетворении
ходатайства о признании
– получением уведомления об утрате или лишении статуса беженца (обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение 1 месяца со дня получения уведомления об утрате или лишении статуса беженца);
– вынесением решения о нежелательности пребывания (проживания).
• при утрате или прекращении законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;
Под такими основаниями понимаются, например, случаи аннулирования разрешения на временное проживание либо вида на жительство, сокращения рока временного пребывание или проживания,тлишения соответствующего статуса.
• осуществляется только в
государство гражданской
постоянного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства;
• о факте депортации
уведомляется дипломатическое
консульское учреждение соответствующего иностранного государства.
Реадмиссия:
• в отличие от депортации не обусловлена критерием неисполнения иностранным гражданином или лицом без гражданства требования покинуть
территорию Российской Федерации;
• может осуществляется, в том числе в государство, с территории которого иностранный гражданин или лицо без гражданства непосредственно
прибыли в Российскую Федерацию;
• лица, подпадающие под реадмиссию, содержатся отдельно от лиц, в отношении которых принято решение о депортации, в специальном учреждении ФМС России.
Соотношение административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства
Административное выдворение как мера административного принуждения имеет сходство с такой мерой принуждения, как депортация. В международном праве депортация означает принудительную высылку лица в другое государство, обычно под конвоем. По смыслу ст.ст. 2, 31, 34 Закона «О правовом положении иностранных граждан» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации и случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Субъектами депортации могут быть только иностранные граждане или лица без гражданства.
Порядок применения депортации строго регламентирован. Текущее законодательство устанавливает, что иностранный гражданин подлежит депортации в случаях:
1. если срок проживания
или временного пребывания
2. если аннулировано разрешение на временное проживание или вид на жительство и иностранный гражданин не выехал в течение 15 дней;
3. в отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
4. в отношении иностранного
гражданина совместно с
5. в случае выявления у него ВИЧ-инфекции.
Следует отметить, что депортация не является видом административного наказания, применяемого к иностранным гражданам (лицами без гражданства). Это особый инструмент государственного принуждения, применение которого, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан. Для применения депортации в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства) наличие события правонарушения не обязательно. По общему смыслу существующего законодательства основанием для депортации служит само пребывание иностранного гражданина в государстве, создающее угрозу как всему обществу, так и отдельным его членам Российский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. М., Норма, 2004..
Депортация иностранных граждан (лиц без гражданства) характеризуется следующими особенностями:
1. Это мера государственного
принуждения, направленная на
ограничение прав и свобод
иностранных граждан (лиц без
гражданства) в Российской
2. Субъектами депортации
выступают только иностранные
граждане и лица без
3. Депортация за пределы
Российской Федерации
4. Депортация не является
видом административного
5. Депортация применяется как за правомерное, так и за неправомерное деяние (действие или бездействие).
Что касается административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, оно было рассмотрено в предыдущем параграфе. При этом оно имеет следующие особенности Шерстобоев О.Н. Административное выдворение иностранных лиц и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации: сущностные характеристики // Право и политика. 2008, № 3.:
1. Эта мера административного принуждения, направленная на ограничение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
2. Субъектами административного выдворения выступают только иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется за совершенное административное правонарушение.
4. Решение об административном выдворении принимается и осуществляется в одностороннем порядке. Оно назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Постановление об административном выдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является лицо, оно может только уведомляться об этом.
5. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.
6. Исполнение решения
об административном
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что административное выдворение и депортация представляют собой специальные средства государственного принуждения: первое - является мерой административного наказания и применяется только за совершенное административное правонарушение; второе - есть разновидность мер защиты, применяемых исключительно по отношению к иностранным гражданам в случаях, предусмотренных законом в интересах национальной безопасности, общественного благополучия и здоровья Аскеров М.С. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2006..
Информация о работе Соотношение реадмиссии и административного выдворения