Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить и сформулировать специфические особенности становления и развития законодательных (представительных) органов власти в системе государственного управления РФ.
С учетом реалий и требований времени были сформулированы основные задачи курсовой работы:
-совершив исторический экскурс, исследовать и теоретически обобщить поэтапный процесс становления и развития народного представительства в современной России,
- сформулировать общие принципы, лежащие в основе организации и деятельности законодательных (представительных) органов власти Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. «Формирование законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации: история и современное состояние»…………………………………………………7
1.1. Исторические аспекты становления представительных учреждений в России……………………………………………………………………… 7
2.1.Политико-правовые аспекты становления и развития законодательных (представительных) органов власти………………….11
Глава 2. «Специфика развития и совершенствования законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации»………..……………………………18
2.1. Роль и место законодательных (представительных) органов власти в политической системе страны……………………………………………..18
2.2. Взаимодействие верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации: некоторые принципы и проблемы……………23
Заключение………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………….29
Последняя в истории российского самодержавия Дума под руководством М.В. Родзянко возникла во время страшного кризиса, в канун первой мировой войны. Отработав пять сессий с ноября тысяча девятьсот двенадцатого по октябрь тысяча девятьсот семнадцатого, она по своей сути мало чем отличалась от третьей, разве что прибавившимся количеством служителей церкви. Политическая ситуация не дала ей возможности реализовать свои масштабные планы. Постоянные межфракционные распри, и трения внутри фракций привели к жесткому конфликту и с исполнительной властью.
Дума плохо контактировала с царем, и Николай II в сентябре тысяча девятьсот пятнадцатого года распустил ее на каникулы до февраля девятьсот шестнадцатого года, но проработала она недолго. Приняв участие в декабре этого же года в «дворцовом перевороте», она вновь была отправлена восвояси и появилась на политической арене лишь в канун отречения Николая II от престола. 25 февраля 1917 года она опять была распущена, и далее существовала лишь формально.
«Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом «частных совещаний». Выступила против Советов. В августе 1917 года участвовала в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград. Большевики не раз требовали ее разгона. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Так в России закончилась эпоха буржуазного парламентаризма»6.
Деятельность и политический опыт первых российских Дум явно демонстрирует, что парламентаризм в России был нежелательной системой для действующих властей. Ее становление и развитие происходило в постоянном столкновении с самодержавием, с бездушием и произволом чиновничества и исполнительной власти.
Однако, невзирая на жесткие ограничения, Дума принимала бюджет страны, основательно воздействуя на самодержавную Россию. Она уделяла большое внимание бедным слоям населения, разрабатывала меры их социальной защиты. Ею, в частности, было разработано и принято лучшее даже по европейским меркам в фабрично-заводское законодательство.
Дума занималась вопросами
народного образования и
1.2. Политико-правовые аспекты становления и развития законодательных (представительных) органов власти
За время доминирования коммунистических идей в России сформировалось стойкое отрицательное отношение к парламенту как явлению чуждому, привнесенному из буржуазной Европы. В этой связи нельзя не упомянуть высказывание В.И. Ленина о том, что «без представительных учреждений мы не можем представить демократии, даже пролетарской демократии, а без парламентаризма можем и должны».8
Конституция СССР 1977 г. определила, что государственную власть в стране осуществляют Советы народных депутатов. Принцип их формирования не базировался на основах демократии, так как кандидаты в депутаты всегда были коммунистами, а блок беспартийных был абсолютно беззубой субстанцией, и в этих выборах не было альтернативы. В стране власть принадлежала КПСС - «руководящей и направляющей силе» в советском обществе. В оценке представительной роли Советов можно согласиться с Е. К. Бородиным в том, что «Советы не привыкли быть властью, они всегда служили лишь ширмой для действительных органов власти - партийных комитетов».9
С конца 80-х годов в русле курса на перестройку и гласность, провозглашенного М. Горбачевым, началась демократизация советской политической системы. В этом процессе важное место отводилось повышению роли представительных и законодательных органов власти в политической системе страны. В результате поправок к Конституции СССР, принятых в октябре 1988 года, в стране началась конституционная реформа. Одним из ключевых ее элементов стало установление двухуровневой представительной системы, состоящей из Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. При этом высшим органом государственной власти стал именно Съезд народных депутатов. На рубеже восьмидесятых прошлого столетия высший представительный и законодательный орган СССР стал двухступенчатым: сначала избирали народных депутатов СССР, а затем они из своего состава избирали Верховный Совет СССР. Для многих депутатов период деятельности Съездов народных депутатов стал настоящей школой парламентской деятельности.
Серьезные изменения системы представительных органов стартовали вместе с перестройкой: появилась альтернативность выборов, стали выдвигать независимых кандидатов. Однако и тогда «КПСС и подчиненные ей официальные органы власти делали все возможное и невозможное, чтобы такие представители не становились... депутатами».10 Конечно, после провала ГКЧП и издания указа «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» влияние партии на Советы было абсолютно исключено. Необходимо было создать иную правовую поляну, на которой представительным органам надо было состояться как реальная действующая власти.
Вначале своей президентской деятельности Б.Н. Ельцин заложил прогрессивные для своего времени правовые основы формирования нового парламента, установилась регулярность проведения сессий, повысилась работоспособность Советов.
И все же ельцинские нововведения в организации государственной власти привели к серьезным конфликтам. Проблема в том, что за время советской власти политический истеблишмент не привык к мирному существованию двух систем органов, которые приходят к власти через процедуру демократических выборов и работают параллельно. Единый способ формирования привел к политическому спору между органами законодательной и исполнительной власти за главенство на политическом олимпе.
Разрешился этот конфликт печальными октябрьскими событиями 1993 года. При попытке парламента страны противостоять Президенту, Белый Дом был расстрелян танковыми орудиями армии этой страны.
В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. Конфронтация между несколькими крупными политическими силами, и, в конечном счете, между ветвями власти до предела обострила социально-политическую ситуацию в государстве и обществе, подвела его к опасной черте.11
В этот драматический период выборы парламента и истинное народное голосование за проект новой Конституции Российской Федерации стали тем верным средством выхода из кризиса, который доказал степень важности демократических методов в разрешении политических кризисов. Новую правовую базу для формирования органов государственной власти определила новая Российская Конституция 1993 года. В ней же были прописаны новые принципы избирательной системы.
Главным элементом современных политических систем стал институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти - от местных органов до президента. «Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимации и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт».12
Отношение к выборам в обществе характеризует, в первую очередь, вопрос об отношении к демократии. Политическая практика показывает, что выборы становятся важным способом возвращения к гражданскому миру во время политических кризисов. Выборы демонстрируют реальный расклад политических сил, их воздействие на общественные процессы. Пренебрежение этой демократической формулой приводит к политическим кризисам. Выборы - недешевое удовольствие, но противостояние и монополия на власть обходятся стране еще дороже. По мнению бывшего председателя Центризбиркома России А. А. Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем».13
В 1995-1996 гг. состоялись выборы в парламент и выборы президента страны. Но принятие решения об их проведении не было легким. На «политической кухне» России столкнулись как две домохозяйки, два подхода: один ратовал за развитие демократических институтов, за совершенствование выборной системы, а другой намеревался, как и прежде, использовать административные рычаги и ресурсы. В итоге победа досталась первому, демократические принципы формирования парламента были сохранены и выборы состоялись.
«В 1995 г. произошло почти десятипроцентное повышение активности избирателей в сравнении с 1993 г. (1995 – 64,76%, 1993 – 54,81%), свидетельствующее о повышении интереса и доверия избирателей к институту выборов, к механизмам демократии. Эта тенденция подтвердилась и на президентских выборах в 1996 г. И в первом, и во втором турах голосования на этих выборах активность избирателей была высокой – на уровне 69-70%. В 2000 г. активность избирателей составила 68,64%.»14
Кампания 1999года по выборам депутатов Государственной Думы обострила и столкнула не только политические, но и корпоративные интересы. В ход пошли большие деньги, которые тратились на информационные войны, на профессиональных информкиллеров. Дискредитация оппонентов, черный пиар, информационный беспредел и безнаказанность стали визитной карточкой этой кампании. Результатом выборов в Государственную Думу стал список представителей шести политических партий. Процент участия электората тогда был еще необычайно высок и составил по стране 61,85% избирателей.
Декабрьские выборы 2003 года четвертой Государственной Думы, вывели на политическую сцену партию-монстра. «Единая Россия» получила конституционное большинство в парламенте. Свои фракции создали еще четыре политические партии и блока, из 23 зарегистрировавших федеральные списки кандидатов. Представители правых сил тогда уже не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. Явка на выборах была по-прежнему высокой, хотя несколько упала, и составила 55,75% избирателей.
Президент РФ В.В.
Путин создал не только
Демократический институт выборов в России, несомненно, установлен. Однако, при всех имеющихся плюсах, в наличии масса негатива. Во-первых, отмена в бюллетене графы «Против всех», которая привела к тотальному снижению явки на выборах, во-вторых, использование административного ресурса, что особенно актуально для уровня местных и муниципальных выборов, в-третьих, наличие черных и серых выборных технологий, использование которых никак не регламентируется законом. А штрафы и административные взыскания кажутся просто смехотворными по сравнению с ущербом, который наносится и кандидатам и избирателям. Степень доверия к избранным таким образом депутатам резко снижается. Но что еще хуже - власть предержащие, не зависящие от воли народа, быстро коррумпируются, и тогда на них не найти никакой управы. В этой ситуации только человек с бюллетенем является своеобразной гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии. Только электоральное большинство в условиях честной борьбы кандидатов и партий определяет, кому можно доверить будущее своей страны и своих детей, кто способен распорядиться властью в интересах общества и государства.
Глава 2. «Специфика развития и совершенствования законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации»
2.1. Роль и место законодательных (представительных) органов власти в политической системе страны
Основной принцип организации власти закреплен в Конституции. В Российской Федерации. Это принцип разделения властей. Его разработка лежит в истории развития и мировой практике демократических государств.
Демократия в государстве возможна только в том случае, если между различными государственными органами власти существует разделение функций и согласованная независимость. Выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную.15 Определенный орган госвласти выполняет соответствующую ему функцию самостоятельно. Только в этом случае в государстве исключено появление диктатора и установление соответствующего политического режима. При этом реализуя свои функции, отдельно взятый орган каждой ветви власти работает в непосредственном контакте с органами других ветвей власти, при этом, ограничивая действия друг друга. Такой принцип взаимодействия назван системой сдержек и противовесов. И это оптимальная схема организации власти в правовом государстве, декларирующем демократию.
Изменения в системе госуправления РФ на основе этого принципа обострили вопросы взаимодействия парламента с другими органами власти.
«Парламент (от франц. parler — говорить) — это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти».16 Только парламент выражает волю и интересы народа. Никакая иная ветвь власти не носит представительного характера, а, следовательно, не может претендовать на роль выразительницы интересов всего населения страны. При этом парламент является не только законодательным органом власти , но и участвует в принятии и контроле за бюджетом страны, устанавливает налоги, принимает непосредственное участие в избрании президента, утверждает назначение правительственных министров, судей, осуществляя контроль за их деятельностью. Мы помним, что на заре появления первых дум в начале прошлого века прерогатива в вопросах войны и мира, референдумов, амнистий принадлежала исключительно царю. Сегодня все это, вплоть до объявления импичмента, в том числе принадлежит парламенту. «Государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называется парламентаризмом».17
Информация о работе Становление и развитие законодательных органов власти в РФ