Титульный лист
Курсовая работа
На тему: «Статика и динамика
права»
Содержание
Введение…………………………………………………………..3
Понятие права и признаки
права………………………………..4
Статика и динамика права…………………………………….…8
Статическая и динамическая
функция нормы права…….….…11
Заключение……………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………….24
Введение
Вступая в XXI в., человечество
пытается анализировать уроки недавнего
прошлого, сделать выводы для себя
на будущее. И это вполне естественно.
Г. Сантаяна писал: «Кто не помнит прошлое,
тот обречен снова его испытать». XX в. оставил
много хорошего в памяти и жизни человеческого
общества. Однако история хранит немало
отрицательного и даже страшного и дикого
(мировые войны, болезни, геноцид и многое
другое).
Одним из важнейших достижений
ушедшего века является не только сохранение
для мировой цивилизации и
культуры идеи прав человека, но и придание
ей нового звучания и «веса», становление
международного сотрудничества в области
прав человека, которое произошло
во второй половине XX в. Перед нами исторический
факт: идея прав человека, при всех трудностях
и перипетиях ее утверждения, сохраняет
свою привлекательность на рубеже двух
столетий. Более того, отвечая всеобщим
ожиданиям, она побуждает к изменениям,
проводит грань между прошлым, настоящим
и будущим, является фактором, ускоряющим
ход событий. В наши дни ряд обстоятельств
объективно способствует возрастанию
внимания к проблеме прав человека. Эти
и обусловлена актуальность данной курсовой
работы.
Целью данной курсовой работы
является изучение таких процессов как
статика и динамика права.
В связи с этим можно выделить
следующие задачи, поставленные
перед выполнением данной работы:
1) Рассмотреть понятие, сущность
и особенности права.
2) Изучить особенности статики
и динамики права.
3) Проследить взаимосвязь этих
процессов.
Понятие и признаки
права
Вопрос о том, что такое право,
имеет для философии права
такое же фундаментальное значение,
как и вопрос "что такое истина?"
для философии и человеческого
познания в целом. Ведь и
в случае с правом речь тоже
идет об истине — об искомой
правовой истине, об истине применительно
к праву. И именно потому, что
речь идет об истине, вопрос "что
такое право?" остается актуальным
и открытым для дальнейших
поисков, несмотря на множество
(прошлых и современных) глубоких
ответов, приближающих к искомой
истине, но не исчерпывающих ее
и не завершающих процесс познания.
По существу именно для юридического
правопонимания вопрос "что такое право?"
является подлинным вопросом, действительной
проблемой. Для легистского же подхода
такого вопроса в подлинном смысле не
существует, поскольку для него право
— это уже официально данное, действующее,
позитивное право. У легизма здесь нет
проблем, у него есть лишь трудности с
определением (дефиницией) того, что уже
есть и известно как право. Трудность эта
главным образом состоит в том, что определение
позитивного права (как определенная согласованная,
непротиворечивая, обобщенная характеристика
изменчивого и противоречивого эмпирического
материала действующего права) должно
и соответствовать определяемому объекту,
и вместе с тем быть свободным от его противоречий,
исключений и особенностей, которые как
раз и существенны для действующего права.
Конкретное определение права
зависит от типа правопонимания,
которого придерживается тот или иной
учёный (то есть его представлений о праве).
В то же время определения различных школ
позволяют наиболее полно представить
право. Поэтому для развития правовой
науки особенно важен плюрализм (философская
позиция, согласно которой существует
множество различных равноправных, независимых
и несводимых друг к другу форм знания
и методологий познания), которого не всегда
удается добиться в силу традиционной
близости этой отрасли знаний к государственной
власти.
В многотысячелетней истории
юриспруденции не раз указывалось,
что в вопросах о праве следует
избегать универсальных определений,
общепризнанного определения права
не существует и в современной
науке.
Ниже приведены лишь некоторые
из многочисленных определений:
● Право — один из видов
регуляторов общественных отношений.
● В Энциклопедическом
словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:
Право есть совокупность правил
(норм), определяющих обязательные взаимные
отношения людей в обществе; это
определение права указывает
лишь общие очертания его содержания,
между тем вопрос о существе права,
его происхождении и основах
до сих пор остается одной из нерешённых
в науке проблем.
● В Большой советской
энциклопедии было представлено классическое
для марксистко-ленинского правоведения
определение (нормативно-позитивистская
позиция):
Право — это совокупность
установленных или санкционированных
государством общеобязательных правил
поведения (норм), соблюдение которых
обеспечивается мерами государственного
воздействия.
● Либертарно-юридическая концепция:
Право — единство равной
для всех нормы и меры свободы
и справедливости.[7]
Праву присущи
следующие специфические признаки:
1. Право состоит
из норм, т. е. из правил поведения,
которые являются обязательными. Суть данного признака заключается
в соблюдении норм права независимо от
отношения к ним со стороны физических,
юридических лиц, государственных и муниципальных
образований. Это свойство права обусловлено
верховенством и независимостью (суверенитетом)
государственной власти, от которой в
основном и исходят нормы права.
2. Исполнение
норм права обеспечивается и
охраняется государством. Большинство правовых норм
исполняется и соблюдается добровольно.
Однако далеко не все из них претворяются
в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения.
Поэтому за каждой нормой потенциально
стоит возможность государственного принуждения
к исполнению, а также применения мер ответственности
за ее нарушение. Иной раз правовые предписания
реализуются лишь потому, что за ними стоит
государство, которое может в любой момент
применить санкции за нарушение правовых
норм. Государство в прямом смысле охраняет
право. Государственная охрана может быть
разноплановой и выражаться не только
в виде наложения мер юридической ответственности
или санкций, но и в виде осуществления
различных организационных, организационно-технических,
превентивных, восстановительных, воспитательных
и других мер государственных органов.
Этим мерам отводится большая роль, ибо
они позволяют стабилизировать правовой
порядок в обществе, не приводя в действие
дорогостоящий государственный репрессивный
аппарат.
Обеспеченность
норм права государственным принуждением
— это главный признак, позволяющий
отличить право от других социальных
норм.
3. Нормы права
обязательно выражены в официальной
форме: закреплены в нормативных
актах либо в других юридических документах
(судебных решениях, договорах и др.). Значительная
их часть облекается в законодательную
форму. Иная часть права существует в других
формах. Вот почему право никогда не может
совпадать с законодательством. Оно шире
законодательства по объему и соотносится
с ним как целое и часть. Все же другие
социальные нормы (обычаи, традиции, нормы
морали и др.) возникают и существуют чаще
в форме стабильных убеждений людей или
в форме общественного мнения.
4. Юридические
нормы отличаются формальной
определенностью. Она проявляется не только
в том, что правовые предписания находят
письменное выражение в различных юридических
документах, но и в том, что они по своему
содержанию отличаются четкостью, определенностью
и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым,
кратким и выразительным слогом. Достигается
это с помощью правовых понятий, их определений,
выработанных столетиями применения и
использования правил законодательной
техники. Благодаря такой определенности
субъекты права четко знают границы правомерного
и неправомерного, свои права, свободы
и обязанности, размер и вид ответственности
за совершенное правонарушение. Формальная
определенность, важнейшее свойство права,
позволяет внести строгость и четкость
в общественный порядок, избежать произвольного
толкования и применения юридических
норм. Уместно заметить, что термин «закон»
образован от сочетания слова «кон» (гранина)
и частицы «за», означающей предел движения,
предел поступков. Таким образом, даже
этимологически закон означает четкие
границы поведения субъектов права.
5. Нормы права
образуют не просто совокупность,
а именно систему. Причем систему разветвленную
и детализированную, отличающуюся внутренним
единством, согласованностью и логической
взаимосвязью. В отличие от права нормы
морали, обычаи закрепляют главным образом
лишь общие принципы и эталоны поведения.
Системность в право привносится именно
законодателем, хотя эта его деятельность
и имеет объективные предпосылки и основания.
Существующие в сознании, в поведении
нормативные установки этим свойством
не обладают. Только в системе, во взаимосвязи
правовые нормы могут проявить свои регулирующие
свойства, поскольку общественные отношения,
регулируемые правом, как правило, также
взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка
и согласованность правовых предписаний,
тем эффективнее право. Напротив, несогласованность
юридических норм между собой, их противоречие
приводят к тому, что многие юридические
нормы не действуют.
Статика и динамика
права
Действие права — это совокупность
всех форм проявления его юридической
силы. Под юридической силой права
имеется в виду официальная,
государственно-властная общеобязательность
и самих норм права, и принятых
на их основе правовых актов,
отдельных правовых норм, и права
в целом как системы норм.[2]
Понятие действия права, действия
составляющих его норм выражает
динамику права, процесс его
реального регулятивного воздействия
на уже урегулированные общественные
отношения. Это динамичное состояние
права, право в действии является,
по сути своей, той целью,
ради которой в результате
правоустановительной деятельности официально
формулируется, текстуально выражается
и документально (в соответствующих актах)
закрепляется право в статике, «право
в книгах».
Динамика права и статика права
— два тесно взаимосвязанных
состояния и два взаимодействующих
аспекта бытия права как особого
социального регулятора. С одной
стороны, само официальное установление
права в его статике (в виде
системы правовых норм, т.е. того,
что общеобязательно в данном
государстве) осуществляется на
основе и в соответствии с
действующим правом, в рамках
и в форме регулятивного проявления
его юридической силы. С другой
стороны, право действует в
тех формах и сферах, которые
закреплены в статичном праве,
«праве в книгах».
Статика и динамика права выступают
как две взаимосвязанные, дополняющие
и предполагающие друг друга
стадии (и формы проявления) единого
процесса правовой регуляции:
чтобы право действовало как
регулятор, оно сперва должно быть
установлено как регулятор. Правоустановление
(установление права в его статике) представляет
собой исходную стадию правового регулирования
— правовое регулирование в его абстрактно-общей
форме, не конкретизирующей регулятивно-правовое
значение норм применительно к конкретному
поведению конкретного лица в конкретных
условиях. Действие права (право в его
динамике) — это завершающая стадия правового
регулирования, правовое регулирование
в его предельно конкретизированной форме
— в виде конкретизации общего регулятивно-правового
значения абстрактной нормы применительно
к конкретному поведению конкретного
лица в конкретных условиях.
Обе эти стадии и формы правовой
регуляции — и абстрактная
и конкретная формы правовой
регуляции, т.е. и право в
статике, и право в действии,
— имеют один и тот же
механизм правового регулирования
в виде юридико-логической конструкции
нормы права. Право действует
(т.е. в конкретной форме воздействует
на конкретное общественное отношение)
по той же нормативно-регулятивной
схеме, по которой в абстрактной
форме им уже урегулированы
соответствующие типы общественных
отношений.[3]
Что касается того, что результаты
толкования норм права не могут
расходиться с тем смыслом,
который вложил в них нормодатель,
то в литературе, однако, высказывается
иногда на этот счет и иное соображение.
Некоторые исследователи склонны считать,
что в определенных случаях, когда этого
требует целесообразность, от смысла толкуемых
норм права можно отойти. Соответственно
существуют два подхода к толкованию права
- статический и динамический подходы.
Сторонники статического подхода исходят
из того, что "толкование не вносит и
не может вносить поправок и изменений
в действующие нормы. Оно призвано лишь
объяснять то, что сформулировано в норме".
Сторонники же динамического подхода,
напро-тив, настаивают на необходимости
приспособления действующих норм права
к жизни, в процессе чего, как они считают,
возможна в необходимых случаях их некоторая
корректировка . Крайним проявлением статического
подхода является требование введения
полного запрета на толкование права.
Динамический же подход в своей наиболее
радикальной версии допускает создание
в ходе толкования права новых норм права.
В истории юриспруденции можно
обнаружить немало сторонников
как статического, так и динамического
подходов к толкованию права.
За статический подход в его
крайнем проявлении ратовал, например,
византийский император Юстиниан.
В своей конституции "О составлении
Дигест" (обычно называемой "Deo
auctore") от 15 декабря 530 г., адресованной
знаменитому юристу Трибониану, возглавлявшему
по его поручению комиссию по систематизации
сочинений классических юристов, он провозгласил:
"Мы утверждаем за нашим собранием,
которое будет составлено вами с соизволения
бога, название Дигест или Пандект; в дальнейшем
никто из юристов не должен осмеливаться
прилагать к нему комментариев и своим
многословием запутывать краткость этого
кодекса...".
Динамический подход к толкованию
права находит свое признание,
в частности, в Кодексе Наполеона,
который гласит: "Судья, который
откажется судить под предлогом
молчания (silence), темноты или недостаточности
закона, может подлежать преследованию
по обвинению в отказе в правосудии".