Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:59, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: изучение и анализ темы «Государственное управление в Российской Федерации: понятие, признаки, содержание и принципы». Задачи работы: - анализ понятия и сущности государственного управления; - анализ принципов и признаков государственного управления; - рассмотрение структуры государственного управления; - анализ законодательной базы и литературы по перечисленным вопросам;
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2 1.Сущность государственного управления……………………………………5 1.1.Понятие государственного управления……………………………………5 1.2.Признаки государственного управления…………………………………..8 1.3.Принципы государственного управления………………………………...11 2.Структура государственного управления…………………………………..13 2.1.Президент РФ……………………………………………………………….13 2.2.Федеральное собрание. Совет федерации и Государственная дума……17 2.3.Правительство РФ………………………………………………………….23 2.4.Судебная власть……………………………………………………………29 Заключение……………………………………………………………………..33 Список используемой литературы…………………………………………....34
7. Государственное управление
строится на основе вертикальных
(субординационных, иерархичных) и горизонтальных
связей и отношений. В большей
мере распространены вертикальные
отношения, т. е. отношения строгого
подчинения административной и
дисциплинарной власти субъектов
управления. В последние годы
появились новые формы организации
— горизонтальные отношения, основанные
на равенстве субъектов управления.
В данном случае можно говорить
о перераспределении полномочий
между органами исполнительной
власти, заключении публичных (административных)
договоров.
8. Государственное управление
основывается на принципе
Организационности, т. е. для
него характерно многообразие организационных
форм, совокупность которых обеспечивает
целенаправленное, устойчивое функционирование
всего управленческого механизма. Организационная
деятельность органов государственного
управления включает исполнение как внешних,
так и внутренних административных функций.
Внутриорганизационная деятельность
осуществляется также законодательными
органами, судами, прокуратурой, создавая
при этом необходимые условия для реализации
непосредственных функций самих этих
органов (законотворчество, правосудие,
осуществление прокурорского надзора).
9. Государственное управление
реализует полномочия юрисдикционного
характера, т. е. обеспечивает административный
(внесудебный) порядок осуществления органами
исполнительной власти так называемого
«принуждающего» управления (например,
назначение административных наказаний,
применение мер административного предупреждения
или административного пресечения).
1.3.Принципы государственного
управления
Реализация государственного
управления базируется на принципах –
фундаментальных положениях, проверенных
теорией и практикой.
Принципы государственного
управления – это фундаментальные, научно
обоснованные и в большинстве случаев
законодательно закрепленные положения,
на основе которых строится и функционирует
система государственного управления.
В системе государственного
управления принципы выступают в качестве
основных и исходных положений управленческой
деятельности, выработанных наукой и сформулированных
государством. Они являются надежным средством
организации и регулирования целенаправленного
процесса воздействия на общество и одновременно
на функционирование субъекта управления.
По своей природе принципы объективны,
познаваемы и функциональны.
Основными принципами формирования
системы государственного управления
являются:
1)Принцип разделения властей,
предполагает разделение единоличной
государственной власти на три сферы:
законодательную, исполнительную и судебную,
что должно служить условием эффективного
контроля за деятельностью государственного
аппарата. Система сдержек и противовесов,
представленная реализацией принципа,
способствует формированию сбалансированной
политической системы, отвечающей признакам
справедливости и целесообразности.
2)Принцип комплементарности
характеризуется установкой на непрерывность
в структуре власти. Принцип нацеливает
на создание условий равномерного распределения
властных функций в разрезе всей вертикали
управления по различным территориальным
уровням. Характерным признаком равномерного
распределения власти в структуре управления
является выделение властных полномочий
как сверху, так и снизу.Принцип субсидиарности
определяет процедуру распределения и
перераспределения полномочий между управленческими
уровнями государственной власти. Действие
принципа определяет устойчивую последовательность
исполнения властных полномочий управленческими
органами и порядок распределения ответственности
этих органов перед населением. Передача
полномочий на более высокий уровень управления
в соответствии с этим принципом может
быть осуществлена только при условии
невозможности их исполнения на низшем
уровне.
3)Принцип субсидиарности имеет
два измерения: вертикальное и горизонтальное.
Вертикальное измерение включает распределение
властных полномочий между уровнями власти
в направлении от местной власти к государственной.
Горизонтальное измерение охватывает
процедуру распределения полномочий между
ветвями власти на федеральном, региональном
или местном уровнях.
4)Принцип суверенности предполагает
наличие фактической независимости как
существенного признака государства.
Государственный суверенитет означает
"верховенство и независимость власти,
подчиненной праву, монополию на принуждение
в рамках государственных правомочий
и независимости государства в рамках
международного правопорядка".
5) Принцип демократизма позволяет
учитывать интересы граждан и объединять
их усилия в достижении целей государственного
управления.
6)Принцип гомогенности отображает
преимущество федерального права перед
региональным.
7)Принцип научности состоит
в том, что в основе всех
управленческих действий лежат
научные подходы и методы.
8) Принцип законности
предполагает, что государственное
управление в процессе своего
осуществления строго основывается
на действующем законодательстве.
9) Принцип гласности означает,
что граждане должны быть информированы
о целях и задачах органов
государственного управления.
2.Структура государственного
управления
2.1.Президент
Президент
РФ избирается сроком на шесть лет гражданами
РФ на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина РФ в выборах президента
РФ является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие
на гражданина РФ с целью принудить его
к участию в выборах Президента РФ, а также
препятствовать его свободному волеизъявлению. Президентом РФ может быть избран
ее гражданин не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в РФ не менее 10 лет.
Президент Российской Федерации,
будучи главой государства, является верховным
представителем Российской Федерации
и внутри страны, и на международной арене.
На него возложены выполнения задач, связанных
с гарантией осуществления Конституции,
прав и свобод, охраной суверенитета, независимости
и целостности государства. В этих условиях
он наделен необходимыми полномочиями
и правами. Но государственную работу
вершит не один Президент. Ее осуществляют
все ветви власти, каждая из которых действует
в пределах своего ведения и свойственными
ей методами. Президент должен обеспечить
координацию и согласованность деятельности
всех органов власти. Президент действует
не как указующая инстанция, а совместно
с другими ветвями власти, принимая в той
или иной степени участие в каждой из них.
Президент Российской Федерации участвует
в осуществлении верховного представительства
страны. Это право вытекает из того, что
его избирают путем прямых выборов.
Одно и то же лицо не может занимать
должность президента два срока подряд.
В сфере взаимодействия с парламентом
Президенту РФ принадлежат весьма значительные
полномочия. Он назначает выборы в Государственную
Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных
Конституцией, пользуется правом законодательной
инициативы, может вернуть одобренный
парламентом законопроект для повторного
обсуждения (отлагательное вето), подписывает
и обнародует законы. Таким образом, Президент
России может оказывать весьма активное
воздействие на работу парламента. Однако
он не подменяет его. Он не может принимать
законы. А издаваемые Президентом нормативные
акты не должны противоречить Конституции
и основным законам. Президент РФ обладает
довольно широкими полномочиями в сфере
государственного управления. Он назначает
Председателя Правительства и по его представлению
заместителей председателя и федеральных
министров, принимает решение об отставки
правительства. Для ограничения Президентского
влияния на Правительство введен ряд запретов.
Прежде всего, Председатель Правительства
РФ назначается Президентом с согласия
Государственной Думы. Однако если Государственная
Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя
Правительства, то Президент вправе сам
его назначить и при этом распустить Государственную
Думу и объявить о новых выборах. Реализация
такого полномочия создает, конечно, особую
неординарную ситуацию, которая все же
не может привести к установлению единоличного
президентского правления. Конституция
не допускает этого. Так, если государственная
дума распущена, то новые выборы должны
быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная
Дума нового созыва собралась на новое
заседания не позднее чем через четыре
месяца после роспуска. Значит период,
в течение которого может отсутствовать
парламентский контроль над Правительством,
ограничен2.
Поскольку, по Конституции,
Государственная Дума может выразить
недоверие Правительству, то тем самым
исход выборов предрешает судьбу Правительства.
Правда сам Президент может не согласится
с Государственной Думой и не отправлять
после выражения ей недоверия в отставку.
Для того, чтобы решение о недоверии приобрело
должный эффект, оно должно быть подтверждено
Государственной Думой по истечению трех
месяцев. В случае если имел место досрочный
роспуск Государственной Думы, Президент
не может в течение года после выборов
вновь распустить палату. Следовательно,
остается только один выход — отставка
Правительства. Механизм, заложенный в
Конституции Российской Федерации для
разрешения возможного конфликта между
законодательной и исполнительной властями,
отличается большой сложностью. Президент
— арбитр в споре между властями — может,
во всяком случае, теоретически, осуществлять
в течение нескольких месяцев управление
страной посредством Правительства, не
пользующегося поддержкой Государственной
Думы. После выборов Президенту, так или
иначе, придется считаться с результатами
выборов. Тем не менее, следует признать,
что глава государства обладает большими
возможностями для воздействия на законодательную
и исполнительную власти. Он не просто
арбитр, следящий за всеми ветвями власти,
он сам участвует в деятельности всех
государственных органов.
Полномочия Президента:
Президент Российской
Федерации определяет основные
направления внутренней и внешней
политики государства, он является
Верховным Главнокомандующим Вооруженных
Сил, осуществляет руководство внешней
политикой, в случае угрозы агрессии
вводит военное положение, а при
иных особых обстоятельствах - чрезвычайное
положение.
Он решает вопросы гражданства,
представляет кандидатуры для назначения
на высшие государственные должности
(например, Председателя Центробанка,
судей Конституционного, Верховного и
Высшего Арбитражного Судов, Генерального
прокурора Российской Федерации и др.).
Он формирует Совет Безопасности и Администрацию
Президента, назначает полномочных представителей
Российской Федерации, высшее командование
Вооруженных сил. В России не предусмотрена
парламентская ответственность главы
государства. Это значит, что парламент
не может заставить Президента уйти в
отставку. Но это не значит, что глава государства
свободен от следования предписаниям
Конституции и законов. Если его деятельность
приобретает противоправный характер,
вступает в действие специальный механизм
ответственности (импичмент). Президент
Российской Федерации может быть привлечен
к ответственности только в случае государственной
измены или совершения иного тяжкого преступления.
Наличие признаков такого преступления
должно быть подтверждено Верховным судом
РФ. После выдвижения обвинения следует
довольно сложная процедура выражения
импичмента. Важнейшей конституционно-правовой
гарантией обеспечения разделения властей
и предупреждения злоупотреблений со
стороны исполнительной власти остается
механизм ответственного правления. Это
значит, что Правительство РФ подконтрольно
парламенту и несет политическую ответственность
за свои действия.
2.2.Федеральное
собрание. Совет федерации и Государственная
дума
Федеральное собрание-парламент
РФ - является представительным и законодательным
органом РФ. В ст.95 конституции определено,
что Федеральное Собрание состоит из
двух палат - Совет федерации и Государственная
дума. Двухпалатная структура парламента
получила значительное распространение
в мире благодаря по крайней мере двум
своим преимуществам:
а) возможности обеспечить
наряду с общим представительством
интересов всей совокупности
граждан (всей нации) также особое
представительство коллективных
интересов населения крупных
регионов (в федеративном государстве
- субъектов федерации) либо интересов
иных групп общества, играющих
в нем важную роль, и
б) возможности оптимизировать
законодательный процесс, установив тормоз
и противовес вероятным поспешным
и недостаточно продуманным законодательным
решениям одной палаты.
За эти преимущества приходится
платить большей численностью членов
парламента и сотрудников его аппарата,
а следовательно, большей дороговизной
его работы и замедлением процесса
принятия решений.
Конституция не называет палаты
Федерального Собрания верхней и нижней,
однако сложившееся в мировой практике
различие между верхними и нижними палатами
парламентов наблюдается и в Федеральном
Собрании. Это дает основание характеризовать
Совет Федерации как верхнюю, а Государственную
Думу - как нижнюю палату Федерального
Собрания.
Совет Федерации основывается
на паритетном представительстве
субъектов Российской Федерации,
каждый из которых представлен
в палате двумя членами - по
одному от представительного
и исполнительного органов государственной
власти. Исходя из того, что, согласно
ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская Федерация
имеет 83 субъекта, Совет Федерации должен
насчитывать 166 членов. Это общее число
его членов, которое служит основой для
определения долей, необходимых для
принятия решений Совета Федерации или
осуществления групповых инициатив его
членов.
Согласно Федеральному закону
от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» членом Совета
Федерации может быть избран (назначен)
гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий
в соответствии с Конституцией РФ правом
избирать и быть избранным в органы государственной
власти.
Очевидно, что под исполнительным
органом Конституция понимает исполнительный
орган общей компетенции - Президента,
Губернатора, Главу, являющегося главой
исполнительной власти, или Правительство
(Совет Министров) субъекта Российской
Федерации. Данное положение Конституции
само по себе допускает различные способы
формирования Совета Федерации. При толковании,
однако, необходимо учитывать и ряд
других конституционных положений. Федеральный
закон "О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации" от 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ,
1995, N 50, ст. 4869) установил, что представителями
субъектов Российской Федерации в Совете
Федерации являются по должности глава
законодательного (представительного)
и глава исполнительного органов государственной
власти. Если законодательный орган субъекта
Российской Федерации двухпалатный, то
его представитель в Совете Федерации
определяется совместным решением палат.
Закон, однако, не определил, как следует
поступать, если, например, в республике
при наличии Президента исполнительная
власть возложена на Правительство или
на его главу. Нельзя не отметить, что указанный
закон оставляет без внимания некоторые
положения Конституции. Он по существу
превращает Совет Федерации в орган,
действующий непостоянно, ибо члены его
- высшие должностные лица субъектов Российской
Федерации и основное место работы у них
находится именно там. В то же время, согласно
ч. 1 ст. 99 Конституции, все Федеральное
Собрание, а следовательно, и Совет
Федерации, является постоянно действующим
органом. Игнорирует закон и то обстоятельство,
что в ч. 7 и 9 (абзац второй) раздела
второго Конституции "Заключительные
и переходные положения" говорится
о Совете Федерации первого созыва,
из чего следует, что должны иметь место
второй и последующие созывы (в противном
случае речь шла бы не о первом созыве,
а о первом составе Совета Федерации);
законом же это исключается. В упомянутом
абзаце втором ч. 9 раздела второго сказано
также, что депутаты Совета Федерации
первого созыва осуществляют свои полномочия
на непостоянной основе, из чего опять
же можно заключить, что правилом должно
быть осуществление полномочий на постоянной
основе.