Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:29, контрольная работа
В последнее время с учетом происходящих в России политических и социальных изменений, в условиях становления правового государства, основанного на принципе разделения властей, особую актуальность приобретают вопросы формирования судебно-правовой политики.
Наличие в государстве стабильной, независимой, автономной и эффективной судебной власти – необходимое условие построения правового государства, основанного на демократических механизмах управления общественными процессами.
Введение……………………………………………………………….... 3
1 Понятие, общая характеристика, структура судебной
системы Российской Федерации……………………….…………….. 4
2 Перспективы развития судебной системы в РФ…………………….. 10
Заключение………………………………………………………………. 13
Список использованных источников………………………………….. 14
Содержание
1 Понятие, общая характеристика, структура судебной
системы Российской Федерации……………………….…………….. 4
2 Перспективы развития судебной системы в РФ…………………….. 10
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….. 14
Приложение……………………………………………………
В последнее время с учетом происходящих в России политических и социальных изменений, в условиях становления правового государства, основанного на принципе разделения властей, особую актуальность приобретают вопросы формирования судебно-правовой политики.
Наличие в государстве стабильной, независимой, автономной и эффективной судебной власти – необходимое условие построения правового государства, основанного на демократических механизмах управления общественными процессами.
В этом плане завершение судебной реформы, начало которой было положено еще в 1991 г., выступает определяющим фактором общественно-полити-ческого прогресса. К настоящему времени судебная реформа находится в процессе «застоя»: с одной стороны, большинство глобальных задач по реформированию судебной власти достигнуто (суд постепенно становится подлинно независимым органом разрешения правовых конфликтов, восстановлена мировая юстиция, исполнение судебных решений отделено от судопроизводства, обновлено процессуальное законодательство на основе состязательности и т.д.), с другой стороны, неопределенность конституционных положений, нынешняя сложная политико-правовая действительность и отсутствие единства во взглядах на будущее российской судебной власти порождают неопределенность тенденций и перспектив дальнейшего ее развития1.
Объект исследования – судебная ветвь власти, предмет – судебная система РФ.
Цель – исследование понятия, структуры, особенностей и перспектив развития судебной власти в РФ.
1 Понятие, общая характеристика, структура судебной системы
Российской Федерации
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция Российской Федерации2 (далее – Конституция РФ), в ст. 118 которой, в частности, сказано:
«Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
«Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения» (п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 г. № 1-П3). Присущие правосудию процедуры, предполагающие, что рассмотрение любого правового конфликта может быть передано его участниками для определения их прав и обязанностей независимому беспристрастному и компетентному суду с тем, чтобы дело было рассмотрено в открытом судебном заседании при предоставлении каждому возможности на равных основаниях отстаивать свои права и чтобы исполнение вынесенного судом решения обеспечивалось принудительной силой государства, позволяют признать правосудие наиболее эффективным средством защиты прав и законных интересов. Осуществление функции правосудия другими органами не только противоречило бы принципу разделения властей и прямому запрету, содержащемуся, по сути, в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, но и нарушало бы не подлежащее ограничению право на доступ к правосудию и судебную защиту (ст. 19, 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»4.
Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»5, а также ряда других нормативных правовых актов:
- Федеральный конституционный
закон «О судах общей
- Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»7;
- Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»8;
- Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»9.
Из приведенных
- правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования – даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) – не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации»;
- суды в Российской Федерации подразделяются на два вида – суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;
- всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока):
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;
3) Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Для большей наглядности судебная система РФ схематично представлена в Приложении А к настоящей работе.
Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют «гражданскими», «гражданскими (общими)» или «общими (гражданскими)» судами.
Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они «осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба» (ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:
- гарнизонных военных судов;
- окружных (флотских) военных судов;
- Военной коллегии – одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.
В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. Вопрос целесообразности существования конституционного правосудия в РФ не раз активно обсуждался, и сам КС РФ с его нынешними полномочиями существует более 14 лет. Комментируемое положение должно поставить некий дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия10.
Отменить конституционное
Законом о судебной системе
предусмотрена возможность
- конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- мировых судей.
Вся судебная система Российской Федерации – единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:
«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».
Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:
- высшие судебные органы, созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
- другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
- суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
2 Перспективы развития судебной системы в РФ
Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства.
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.