Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 23:50, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении происхождения государства у восточных славян.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Понять термин государства и рассмотреть его признаки;
2. Исследовать предпосылки и причины возникновения государства у восточных славян;
3. Выделить основные этапы складывания древнерусского государства;
4. Определить особенности образования государства восточных славян;
5. Проанализировать теории происхождения государства восточных славян.
Введение………………………………………………………………..…....
Глава 1. Образование древнерусского государства
1.1.Понятие государства и его признаки…………………………………5
1.2. Предпосылки и причины возникновения государства у восточных славян………………………………………………………………………………8
1.3.Основные этапы складывания древнерусского государства…..…..13
1.4.Особенности образования государства восточных славян……...…16
Глава 2. Теории происхождения государства восточных славян
2.1. Норманнская (варяжская) теория………………………………….17
2. 2. Славянская (антинорманнская) теория…………………….…..…19
2. 3. Ирано-славянская теория………………………………….…….…21
2. 4. Кельто-славянская теория…………………………….…………...23
2. 5. Компромиссная (славянско-варяжская) теория…………….……24
2. 6. Индо-иранская теория……………………………………………..25
2.7. Хазарская теория………………………………………………..…..27
Заключение…………………………………………………..……….…..28
Список литературы…………………………………………..…………..30
Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В конце концов, власть князя, стремившегося превратить её в наследственную, всё менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы всё более отчуждались от интересов соплеменников.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам. Некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы. Однако стоит отметить, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IX-X вв.
Далее, основываясь на данных современной науки, можно выделить две группы причин образования государства:
1) Внутренние причины - появление имущественной дифференциации. Существуют два пути, ведущих к имущественной дифференциации:
• изобретение металлических орудий труда; рост производительности труда; исчезает необходимость в существовании родовой общины, так как отдельно взятая семья имеет возможность обеспечить себя всем необходимым; переход к соседской общине, основанной на семейных хозяйствах; семья может как обогатиться (все излишки остаются в ее распоряжении), так и разориться (в случае неурожая, стихийного бедствия она уже не может надеяться на помощь рода); возникает дифференциация.
• изобретение металлических орудий труда; появление второго общественного разделения труда, т. е. отделение ремесла от земледелия (появляется группа людей, которая занимается изготовлением орудий труда и не может обеспечить себя продовольствием); возникает обмен, а затем и торговля между ремесленниками и земледельцами, и это также создает условия для появления имущественного, а потом и социального неравенства.
2) Внешние причины :
• необходимость объединения в целях более эффективной защиты собственной территории от нападений внешних врагов;
• культурное и политическое влияние более развитых народов.
На первом этапе образования древнерусского государства (VIII - середина IX вв.) происходило вызревание предпосылок, а также складывание межплеменных союзов и их центров, упоминающихся у восточных авторов. К IX в. восходило появление системы полюдья, то есть сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.
На втором этапе (2-ая половина IX - середина X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов.
Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором.6 Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.
Летопись дает понять, что в IX в. наши предки жили в условиях безгосударственности, хотя прямо в Повести об этом не говорится. Речь идёт лишь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные - варягам, что северные племена однажды прогнали варягов, но потом передумали и призвали к себе варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Тут-то и была произнесена знаменитая фраза: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами".
Имеет место быть факт о достаточно высоком уровне социального и политического развития восточного славянства в IX в. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.7
В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.
Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства.8 Конечно, крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение христиан эксплуататорскому государству. Однако крещение произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.
В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности.
Завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
У восточных славян процесс складывания предпосылок формирования государства занял несколько сотен лет. Среди ученых существует мнение, что восточные славяне дважды вплотную подходили к созданию государства, но оба раза из-за нашествия кочевников (гунны в IV в. и авары в VII в.) этот процесс прерывался и лишь с третьей попытки, в IX в., государственность, наконец, была создана.
Следует обратить внимание также на вопрос, почему восточные славяне миновали рабовладельческий строй и сразу перешли к феодальному. Современные ученые чаще всего выделяют следующие причины этого:
• суровые климатические условия районов проживания восточных славян долгое время препятствовали возникновению избытков сельскохозяйственной продукции, необходимых для обмена и торговли, что тормозило формирование внутренних предпосылок возникновения государственности;
• к моменту возникновения Древнерусского государства рабовладельческий строй во всех бывших рабовладельческих государствах Европы себя изжил и трансформировался в раннефеодальный;
• у восточных славян отсутствовал постоянный приток рабов за счет пленных (главное условие существования рабовладельческого уклада), так как еще не сформировалось государство, которое могло бы проводить агрессивную внешнюю политику.
Также одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.
Глава 2. Теории происхождения государства восточных славян
2.1. Норманнская (варяжская) теория
Исторически первой теорией, объясняющей феномен возникновения государства у восточных славян, была так называемая норманнская теория. Ее разработчиками были немецкие ученые Г.3. Байер (1694-1738) и Г.Ф. Миллер (1705-1783), утверждавшие, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии - норманны, которых на Руси называли варягами. При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен миф о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси. От варягов, согласно «Повести временных лет», произошло также название Руси.9
Основные аргументы норманнистов следующие:
1. Русь получила свое название от финского слова «руотси»- гребцы, которым в середине IX в. называли шведов.
2. Древнейшая летопись включает русов в число иных варяжских народов - шведов, урманов (норвежцев), англов и готов.
3. Большинство имен «русских» послов, зафиксированных в договорах с Византией (911, 944), имеют явно скандинавское происхождение (Карл, Инегелд, Фарлоф, Веремуд).
4. Все первые правители Руси носят скандинавские имена (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).
5. В западноевропейских
«Бертинских анналах» отмечено,
что около 839 г. византийский император
отправил посольство к
6. Византийский император
Константин Багрянородный в
7. Исламские географы и путешественники IX-X вв. всегда четко отделяли «русов» от «сакалиба» (славян).
Среди видных украинских историков «старой школы» на позициях норманнизма твердо стоял Д. Дорошенко. По его мнению, пришельцы-варяги сыграли «роль завязи, роль цемента», скрепившего в одно целое разрозненные русские племена, объединившего их «в одну политическую систему, в одну державу».11
2.2. Славянская (антинорманнская) теория
Известные украинские историки «старой школы» - Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий - придерживались славянской теории происхождения Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма. Родоначальником славянской (или автохтонной, антинорманнской) теории происхождения Древнерусского государства был российский ученый М. Ломоносов (1711 - 1762). В варяжской версии он усмотрел кощунственный намек на «ущербность» славян, на их неспособность самостоятельно организовать на своих землях государство.
Главные аргументы антинорманнистов таковы:
1. Название «Русь»
2. В Скандинавии не обитали племена или народ с названием «Русь»; о них нет упоминаний в скандинавских сагах.
3. Норманнские имена
4. Исламский писатель Ибн-Хордадбег, писавший между 840 и 880 гг., однозначно называет русов славянским племенем.
5. Археологический материал
из Восточной Европы дает
6. Норманны не могли «экспортировать» идею государственности и государственные структуры в Восточную Европу, так как в самой Скандинавии в ту эпоху еще не завершился процесс разложения первобытнообщинных отношений и отсутствовали более совершенные политические институты, чем у восточных славян.
По мнению академика Б. Рыбакова, норманнизм возник тогда, «когда и немецкая и русская наука находились еще в младенческом состоянии, когда у историков были весьма туманные представления о сложном многовековом процессе рождения государственности. Ни система славянского хозяйства, ни длительная эволюция социальных отношений не были известны ученым. «Экспорт» государственности из другой страны, осуществленный двумя-тремя воинственными отрядами, казался тогда естественной формой рождения государства».12
В «Повести временных лет» процесс рождения государства сжат до нескольких десятилетий IX в., а тысячелетие создания предпосылок такого рождения уместилось в срок жизни одного героя - основателя державы. Объясняется это мифологическим мышлением летописца и средневековой привычкой заменять целое частью, символом (например, в рисунках город подменялся изображением одной башни, а войско - одним всадником). Государство, в данном случае, было подменено символической личностью князя Олега.
Информация о работе Теории происхождения государства восточных славян