Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 17:06, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является характеристика основных и дополнительных теорий происхождения права.
На основании данной теории можно сформулировать такие задачи написания данного исследования:
1. Теологическая теория;
2. Теория естественного права;
3. Историческая теория;
4. Классовая теория
Введение………………………………………………..……………………............3
Глава 1. Основные теории происхождения права……………………….......…6
1.1. Теологическая теория……………………………………………………......….6
1.2. Теория естественного права…………………………………………….......….8
1.3. Историческая теория…………………………………………………….....….13
1.4. Классовая теория………………………………………………………......…..16
Глава 2. Другие теории происхождения права…………………….........……..20
2.1. Психологическая теория…………………………………………………........20
2.2. Регулятивная теория……………………………………….…………........…..21
Заключение………………………………………………………………….....…..24
Список использованных источников и литературы…………………....……27
Ещё, например, сторонники договорной теории права полагали, что люди сначала находились в естественном состоянии, где они все являлись равными и свободны, обладали собственностью и находились в состоянии безопасности и мира. Естественное право, в соответствие с их мнением, является присущим человеку с рождения. Закон природы, как полагал Дж. Локк, осуществляет предписание мира и безопасности. Но каждый закон нуждается в гарантиях. Люди осуществили отказ от права самостоятельно обеспечивать собственные естественные права. Они договорились создать государство, которое имеет право издавать законы, которые снабжены санкциями. Естественные права могут быть транслированы законами и могут быть обеспечены наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав.
Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» - разъясняю, то есть, искусство истолкования текста) исходит из недопустимости противопоставления и разрыва позитивного и естественного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению сущности права считают, что естественное право может развиваться исторически и будет выступать в качестве высшей справедливости для каждого определенного периода развития общества. Право представляет собой соответствие сущего и должного, их полное совпадение. Текст юридического закона обязан «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при данном подходе не нормы права, а правовые решения, правовые отношения между людьми, правовые поступки, а также правовое поведение людей. Судьи, иные должностные лица, осуществляя принятие правового решения, неким образом осуществляют приспособление должного к сущему, при помощи чего и будет создаваться конкретно-историческое право. 9
Экзистенциалистическая теория будет исходить из противопоставления обыденного, а также отчуждённого бытия и глубинного, живого существования, которое воплощается в существовании человека. Право черпает собственную силу как раз в способе существования человека, хотя внешне будет воплощено в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право будет иметь вторичный и, таким образом, необязательный характер. Представитель данной теории немецкий ученый М. Хайдеггер полагал, что правовые отношения, а также правовые оценки будут вытекать не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) правителя, судьи, администратора. Причем содержание экзистенции со временем будет изменено. В связи с этим, естественное право не будет иметь постоянного содержания, любая жизненная ситуация является индивидуальной и неповторимой. Юридическая норма будет представлять собой мертвое, механическое образование в отличие от экзистенции, которая будет определять масштабы справедливости, а также поступков людей.
Всё указанные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются, а также дополняют друг друга.
Таким образом, теория естественного права играет большую роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало в качестве некого идеального права, которое обуславливается природой человека, в связи, с чем является необходимым следовать, хотя и трудно обнаружить в реальной истории человечества.10
1.3. Историческая теория
Самыми известными представителями данного направления исследовательской мысли могут считаться Г. Гуго, Г. Пухта, К. Савиньи, Н. М Карамзин. Историческая теория имела место в первой половине XIX в., в качестве противовеса теории естественного права, из которой истекали революционные и демократические идеи, а также призывы к коренному изменению имеющегося еще со Средних веков политико-юридического строя, а также принятию законов, которые бы отвечали «требованиям разума», «природе человека».
Ведя речь о праве, создатели исторической школы права полагали, что существующее в обществе право не может быть сведено к совокупности предписаний, которые исходят от государства. Право может возникнуть спонтанно и собственным происхождением не является обязанным государству. Оно, подобно языку, не может быть установлено договором, не может вводиться по чьему-то указу, не является данным Богом, а создаётся, складывается постепенно путем самостоятельного развития посредством стихийного образования норм общения, которые принимаются народом на добровольной основе. Право представляет собой, прежде всего, исторически сложившиеся правовые обычаи, которые образованы из глубин народного сознания, а также из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они будут составлять позитивное право, которое является производным от права обычного и является способным только помочь его упорядочению.
Представители исторической школы права предприняли попытку истолковать становление и жизнь юридических норм, а также осуществляется в виде определённого объективного хода вещей. Данный ход совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям, а также запросам времени, в связи с чем, людям лучше всего не осуществлять вмешательство в него, держаться издавна заведённых, а также освященных опытом столетий порядков.11
К. Савиньи полагал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует также право. Динамика права является схожей с развитием организма из собственного зародыша. На первом этапе собственного развития право выступает в виде обычаев, на втором является предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, тем не менее, при этом связи с собственным корнем, то есть общим убеждением народа.12
С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в какое-либо время предлагать людям ту либо другую придуманную правовую систему. Имеющаяся отдельно от самой истории жизни народного духа, она не может быть прибавлена к обществу. Любому народу является характерным собственный дух, соответственно собственное правосознание. В связи с этим, нормы права одного народа не могут являться подходящими для иных народов, а также национальностей. Чтоб народ обладал соответствующим ему правом, следует выявить его дух, а этого можно достигать, только осуществляя исторические исследования. И чем глубже уходит в историю народа исследователь, тем более полными и точными будут знания о народном духе, а также процессах его развития.
Историческая школа
права обладает несколькими
Вместе с этим, историческая теория обладает и определенными недостатками.
Сторонники этой теории, ведя речь о том, что право будет вырастать из народного духа, упускают его неизменность. Но даже тогда, когда они будут допускать его развитие, они само развитие народного духа будут не в качестве цепи качественных превращений, а как простое, хронологическое его развёртывание в историческом процессе.13
Историческая теория возвеличивает роль одной стороны жизни общества, а именно - общественного сознания. Объективные факторы, такие как международное общение и заимствование опыта социальной жизни, военные завоевания, экономика, климатические условия и катаклизмы, учтены не очень качественно. Можно предположить, что «народный дух» всё же дан не сам по себе, а будет зависеть от огромного количества объективных причин, к примеру, тех, которые указывались нами выше.
В соответствие с данной теорией народный дух будет проявляться в обычаях. Но и здесь будет возникать множество проблем. Прежде всего, все ли обычаи являются справедливыми. С этим тяжело согласиться, если обратить внимание на обычай рабства либо же обычай войны в международном праве. Также, определенные обычаи имеют международный характер, к примеру, торговые обычаи, и как бы выходят за рамки народного (национального) духа.
Иными словами, историческая теория права может дать поводы для собственной критики. Однако, не смотря на это, её необходимо признать крупным продвижением вперёд теоретико-правовой мысли в изучении о происхождении права. Она оказала существенное влияние на становление историко-правовых наук, которые стали обращаться к проблемам простого права. Историческая теория, без какого-либо сомнения, пополнила копилку человеческих знаний о происхождении права.14
1.4. Классовая теория
Весьма известными мыслителями XIX века, а также основателями этой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Маркс и Энгельс говорили о том, что история человеческого общества являлась всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный имели место в резком противостоянии друг другу. Политическая власть считается организованным использованием силы одним классом для подчинения и подавления иного класса. Основной класс будет изменять обычаи в собственную пользу, осуществляет приспособление их к собственным потребностям, а если необходимо, то и целенаправленно будет создавать требуемые для достижения собственной цели законы. Иными словами, право может считаться возведённой в закон волей господствующего класса, а также его орудием, которое может быть применено для подавления класса угнетенного.
Однако, само право, так же, как, и иные формы общественного сознания (к примеру, мораль), полностью является обусловленным экономическими условиями жизни общества и является обязанным осуществлять соответствие экономической структуре общества. Марксизмом было сказано, что экономика всегда будет являться первичным и определяющим моментом для юридической политической надстройки. Она представляет собой всеобщий закон. Определенные его воплощения от эпохи к эпохе могут быть изменены.15
Идея определения надстроечных учреждений экономическим базисом является неразрывно связанной с идеей сравнительной самостоятельности, а также постоянной активности надстройки (права в особенности). Сравнительная самостоятельность учреждений надстройки будет вырастать из общественного разделения труда и процессов, которые с ними связаны, постепенной дифференциации, а также обособления социальных функций. Вокруг данных функций могут быть конкретизированы самостоятельные сферы общественной жизни ( в частности право). Данные сферы могут отличаться по содержанию, типичным признакам, которые занимают в обществе место, так как является разной природа лежащих в них основе социальных функций. 16
В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность юридической и политической надстройки, которые взяты во всех измерениях, будут пронизывать и определять интерес господствующего класса. Этот интерес будет иметь место как в исполнении данной надстройкой только принудительных акций, которые прямо обуславливаются существованием классовых антагонизмов, так и в исполнении ею «общих дел, которые вытекают из природы какого-либо общества».
В общем, необходимо отметить, что с точки зрения такой теории право представляет собой возведенную в закон волю экономически господствующих классов. Содержание данной воли может быть определено материальными, то есть экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон реализуется государством посредством установления либо санкционирования конкретных норм. В советской юридической науке, а также юридической науке иных социалистических государств право обычно было определено в качестве совокупности либо системы общеобязательных норм, которые могут быть установлены, либо же санкционированы государством, обеспечиваются им, будут выражать волю экономически господствующих классов либо народа (в социалистическом обществе) и будут выступать в качестве регуляторов общественных отношений.
Классовая теория, как и все иные теории, обладает собственными положительными качествами. Маркс и Энгельс справедливо отмечали, что экономика представляет собой вовсе не пустячный фактор в развитии общества и, также, в процессе происхождения права. Они являлись справами в том, что на конкретной ступени развития общества, обычаи могут перестать являться основным средством социального регулирования, так как они являются предназначенными для однородного общества, но вовсе не для общества, которое разделилось на классы и социальные группы. Им на смену могут прийти иные, более подходящие средства регулирования, основным из которых будет считаться право.17
Однако марксистская теория будет придавать социальному развитию научную форму. Она будет указывать на способ производства в качестве единственной причины всех культурных явлений, а также права в том числе. Но характерной чертой научного метода считается то, что он является основанным на вероятности, а не на необходимости, а также на поиске не одного какого-либо закона, а нескольких законов. Данная теология является основанной на поисках окончательного и единого объяснения всего сущего. В связи с этим, хотя экономические факторы, естественно, играют некоторую роль в происхождении права, они не могут считаться единственной причиной, которая порождает правовой процесс в истории человечества.
В соответствие с данной концепцией, пусковым механизмом зарождения права считаются классовые противоречия. Авторы могут считать их катализатором социального прогресса вообще. Из данного следовало бы сделать вывод о том, что когда мы стремимся к общественному прогрессу, то естественно являемся обязанными интенсифицировать классовую борьбу. Но опыт социальной жизни говорит о том, что классовая борьба представляет собой явление, которое необходимо рассматривать и как отрицательное, так как она не может способствовать уничтожению и истощению ресурсов общества, которые являются необходимыми для прогресса (людских прежде всего, а также материальных).
В праве может быть выражена не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, которые проживают в том либо другом государстве. К примеру, наказание, которое последует за убийство любого человека, будет отвечать интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, так как другой подход подорвал бы основы стабильности и безопасности общества. Акцент же Маркса и Энгельса на право, только в качестве инструмента подавления, не будет способствовать изучению той полезной роли, которую право имеет возможность играть в обществе.
Но при всех недостатках классовой теории, нельзя забывать о её плюсах. Принцип историзма, а также подход к появлению права в качестве социального явления, которое является рожденным потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и множество иных положений будут составлять, естественно, большое достижение теоретико-правовой мысли.18