Типы права и основные правовые семьи современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 02:11, контрольная работа

Краткое описание

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны, она присуща странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.
Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие признаки:
Признанием народа источником власти и носителем суверенитета, именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их

Содержание

Демократия, институты прямой демократии. 3
Типы права и основные правовые семьи современности. 7
Механизм правового регулирования. 12
Список используемой литературы. 14

Вложенные файлы: 1 файл

теория.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Демократия, институты прямой демократии.     3
  2. Типы права и основные правовые семьи современности.   7
  3. Механизм правового регулирования.             12

Список используемой литературы.              14

 

 

Демократия предполагает признание принципа равенства и  свободы всех людей, активное участие  народа в политической жизни страны, она присуща странам с рыночной экономикой, в социальной структуре  которых значительное место занимает средний класс.

Для демократии как способа  организации государственной власти характерны следующие признаки:

  1. Признанием народа источником власти и носителем суверенитета, именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
  2. Формально-юридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;
  3. Наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;
  4. Принятием важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство, выражает через институты демократии свою волю;
  5. Правом меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;
  6. Политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;
  7. Системой разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя  установлению диктатуры;
  8. Гласностью действий государственных органов  и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;
  9. Выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
  10. Развитой системой органов местного самоуправления.

При отсутствии сильной государственной  власти может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию, при которой  принцип гражданской свободы  подменяется принципом произвола  толпы.

Для воплощения перечисленных  выше признаков необходимо существование  всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты  демократии - это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят, во-первых, выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима. Во-вторых, ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами). И, в-третьих, сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную(представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране. Основными недостатками непосредственной формы демократии считают:

  • Фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами;
  • Неизбежную бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов от рядовых граждан;
  • Сравнительно широкие возможности для подкупа должностных лиц;
  • Нарушение принципа равенства политических прав граждан за счет чрезмерно широких полномочий депутатов.

Поэтому высшим проявлением  власти народа все-таки считается непосредственная демократия.

Конституция Российской Федерации 1993года закрепила еще одну форму  народовластия – систему органов  местного самоуправления. Они отдалены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

Все институты прямой демократии можно разделить на имеющие окончательное, общеобязательное  значение и имеющие  консультативное значение.

К первой группе институтов относятся выборы и референдумы.

Выборами называют процедуру  формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования  лиц, обладающих избирательным правом. Путем выборов формируются парламенты, органы местного самоуправления, избираются главы государств. Порядок формирования выборных органов государства называют избирательной системой, она включает в себя избирательное право, избирательный процесс и процедуру отзыва депутатов.

Избирательным правом называются принципы и условия участия граждан  в формировании выборных органов. Избирательное  право может быть активным (право  избирать) и пассивным (право быть избранным).

Избирательный процесс представляет собой порядок и основные стадии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие этапы:

  1. Назначение выборов;
  2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей;
  3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;
  4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;
  5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;
  6. Предвыборная агитация;
  7. Процесс голосования по избирательным участкам;
  8. Подведение итогов голосования;
  9. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

В большинстве стран в  конституциях отсутствует положение  о праве избирателей на отзыв  депутатов до истечения срока  их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата (независимости депутата от избирателей). Этот принцип реализован в избирательном законодательстве Российской Федерации. Так же существует императивный мандат, согласно которому депутат был связан в своей деятельности наказами избирателей, был ответственен перед ними и мог быть досрочно  отозван.

Еще одним институтом прямой демократии является референдум –  всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения.

Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консультативные (решения этого референдума не обязательны к исполнению, цель его - выяснить мнение населения) и решающие (решения референдума обязательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на голосование, на конституционные (принятие конституции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение законопроектов) и плебисцит (определение государственной принадлежности всей или части спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выносимый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референдум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума  может исходить от главы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или органов местного самоуправления. На референдум выносятся вопросы, предполагающие однозначно положительные либо однозначно отрицательные ответы.

Ряд вопросов не разрешается  выносить на референдум. В Российской Федерации к таковым относятся  вопросы о изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании.

 

 

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классоваясущность, согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций соответствует определенный исторический тип права.

 Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

 Рабовладельческое право  - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история  древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства.

 Правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

  • обе системы юридически закрепляли сословно-классовое не равенство;
  • обе системы были тесно связаны с религией. Религиозные нормы служили источником правовых норм;
  • правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;
  • обе системы не знали деления права на отрасли;
  • за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право, оно отличалось высочайшим уровнем  юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью.

Феодальное право  представляло собой возведенную  в закон волю господствовавшего  в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась  в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

  • основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения;
  • феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии;
  • феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права;
  • феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны;
  • феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
  • феодальное право не знало деления на отрасли права.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений  феодальное право заимствовало ряд  институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.

Для буржуазного права  характерны:

  • светский характер - это право, которое не связано с религией;
  • высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
  • разделение права на частное и публичное;
  • признание закона основным источником права.

Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право представляет собой на этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

Информация о работе Типы права и основные правовые семьи современности