Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности тоталитарного политического режима и тоталитарных государств.
Задачи исследования состоят в исследовании особенностей тоталитарных государств, истории зарождения тоталитаризма.
Объектом настоящего исследования являются политические режимы. Предметом исследования является тоталитарный режим.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки тоталитарного государства…………………………...5
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве..13
3. Причины возникновения тоталитарных государств……………………….17
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая теория. Тоталитарное государство новая.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм возникает  в результате распада традиционных социальных структур и деморализации  общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из индивидов, лишенных собственности, независимости и собственного «Я», является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства.

Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является разрушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане

В результате индустриализма и резкого расширения государственного влияния появляется коллективистско-механистическое мировоззрение, лежащее в основе тоталитаризма. Его суть состоит в восприятии мира как огромной механической системы, а совершенного, идеального государства — как единой, хорошо организованной фабрики, машины, состоящей из центра управления, узлов и винтиков и подчиняющейся единой команде.

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок, а именно появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы — промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию.

Общие предпосылки тоталитаризма достаточно разнообразны. К ним относятся:

- индустриальная стадия развития;

- нарастание рациональности и организованности в жизни общества;

-  появление монополий и их срастание с государством;

- этатизация общества, усиливающаяся во время войн;

- массовое коллективистско-механистическое мировоззрение;

- эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований;

- психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитность и одиночество;

- острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения;

- появление многочисленных маргинальных слоев.

Эти и другие благоприятные для тоталитаризма факторы могут быть использованы лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся этатизация общества и появление предельно идеологизированных тоталитарных движений и партий, массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов руководству.

Тоталитарная модель была долгое время предметом изучения со стороны историков и политологов, оказав влияние и на другие концепции. В своём труде «Открытое общество и его враги» Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Он утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления, лежащей в фундаменте тоталитаризма, не существует. А это значит, что политическая система должна быть достаточно гибкой, для того, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы избежать кровопролития при отстранении политической элиты от власти.

Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в 1951 году книги философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма», в которой описывались террор и насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством и перед произволом диктатора.

Арендт полагала, что нацизм и сталинизм существенно отличались от итальянского фашизма, поскольку в Германии и СССР государство полностью контролировалось одной партией, представляющей либо нацию, либо пролетариат, в отличие от Италии, где государство всегда было над партией.

В отличие от других политических теоретиков, считавших сталинский тоталитаризм следствием коллективистской коммунистической идеологии, Арендт называла главной причиной тоталитаризма разобщенность масс, приведщей к тому, что люди стали не способны к самоорганизации и нуждались во внешней мобилизации.

Схожих с Арендт взглядов придерживались и другие философы и историки, например, Эрнст Нольте, который рассматривал нацизм как зеркальное отражение большевизма.

Американский исследователь Карлтон Хейс считал, что тоталитаризм возникает вследствие роста этатизма, ослабления традиционных религий и появления самосознания у широких масс в XX веке.

Макс Вебер считал, что возникновению тоталитаризма  предшествует глубокий кризис, который  выражается в обострении конфликта  между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная  с XIX века, этот конфликт проявлял себя на различных уровнях: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом  (либерализм против демократии) и т.д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, достигающийся благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм же предлагает другое решение, а именно ликвидировать либеральные и демократические институты, вследствие чего, по мнению сторонников тоталитаризма, исчезнут предпосылки для системных конфликтов, а общество объединится в единое целое.

Некоторые исследователи  видели истоки тоталитаризма в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, сменивших свободную конкуренцию. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию, что все процессы экономики, и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

Государство воспринималось сторонниками такой точки зрения, как единый механизм, где граждане - всего лишь винтики, приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини говорил, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности, а В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как одну контору и одну фабрику, один всенародный государственный синдикат.

Социал-демократы объясняют  возникновение и рост тоталитаризма  тем, что в период упадка люди ищут решение своих проблем в диктатуре. Поэтому государство должно защитить экономическое благополучие граждан. Схожих взглядов придерживаются  сторонники социал-либерализма, которые считаю, что лучшая защита от тоталитаризма – это экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами.

Неолибералы считают, что  тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привлекло к потере  политических и гражданских свобод

Американский политолог  Джеймс Скотт считает, что для  возникновения тоталитарного государство  необходимо соблюдение четырех условий:

- модернистские идеи  переделки мира;

- наличие достаточно  сильного аппарата для проведения  этих идей в жизнь;

- жестокий кризис общества;

- неспособность общества  сопротивляться.

Социолог Г.М.Дерлугьян  писал, что тоталитарное государство  возникает в результате сложного и чаще всего, случайного сочетания геополитических и экономических провалов, а также многократно возросших возможностей координировать общественные силы посредством бюрократии.

Тоталитаризм имеет свои социальные предпосылки и причины, к важнейшим из которых относятся:

1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые возможности для манипулирования общественным сознанием;

3. Появление монополий и их срастания с государством;

4. Усиление в общественном сознании культа Государства, распространение коллективистских взглядов;

5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству;

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;

Основными свойствами люмпена  являются: нигилизм по отношению к  прошлому и настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность, стеснённость, эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений.  При этом интересы правящей элиты и народной массы не совпадают. Элита целенаправленно идет к своей цели, а народ хочет объединиться с организацией. На этом и основана прочность тоталитарных режимов в Восточных странах.

Слои, на которые опираются различные движения также отличаются: в России это были пролетариат и беднейшее крестьянство, у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия, пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае, интересы и нужды этих слоев почти не связаны с задачами движений и используются как предлог для прихода к власти.

У носителей тоталитарного  сознания выделяются следующие отличительные черты:

- нетерпимость к любому инакомыслию;

- стремление политически или даже физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения, все остальные идеи, их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь.

 Им присуще стремление  к "математически безошибочному всеобщему счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции, часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.

Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях при социальных расстройствах общества обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения в которые внедряются националистические идеи популистские лозунги геополитические интересы и т.п.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно наблюдать во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.

Заключение

 

При использовании в  настоящее время выражения «тоталитаризм», как правило, имею в виду режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии.

Различные авторы  также  относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, «красных кхмеров» в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, Московское царство, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Въетнаме, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Эмомали Рахмона в Таджикистане, Ислама Каримова в Узбекистане, Сомосы в Никорагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее, аль-Сауда в Саудовской Аравии и др. Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше).

Вместе с тем, подобное применения понятия «тоталитаризм» продолжает вызывать критику. Критики не согласны  с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением тоталитарных режимов демократическим. Смысл понятия «тоталитаризм» постоянно менялось в угоду политической конъюнктуре, и некоторые исследователи считают этот термин клише.

Статус научной концепции  за термином «тоталитаризм» утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум, где тоталитарзм был определен как «закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие — от воспитания детей до производства и распределения товаров — направляется и контролируется из единого центра»8

Тоталитарная модель стала также предметом научных  исследований таких специалистов, как Арендт, Фридрих, Линц и др., которые занимались сравнительным анализом советского и нацистского режимов. Согласно модели, целью тоталитарного контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. Всё население государства мобилизуется для поддержки правительства и его идеологии, при этом общественные интересы ставятся над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью ограничиваются или запрещаются.

Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

Сторонники концепции  полагали, что тоталитаризм качественно отличался от деспотичных режимов, существовавших до XX века. Однако до сих пор специалисты не пришли к единому мнению, какие именно черты следует считать определяющими для тоталитарных режимов.

После начала хрущёвской «оттепели» теория претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение советской системы с фашистскими режимами неправильно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.

Информация о работе Тоталитарное государство