Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ системы управления инновационным развитием Российской Федерации.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач:
Введение…………………………………………………………………….......
1 Теоретические основы управления инновационным развитием…………
1.1 Инновационное развитие: понятие, виды, функции, основные составляющие…………………………………………………………………..
1.2 Государственное регулирование инновационным развитием …..…….
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития………..………..
2. Анализ инновационной деятельности в Российской Федерации………………………………………………………………………
2.1 Методика оценки степени инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………….
2.2 Анализ предпосылок инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
2.3 Оценка регулирования инновационного развития Российской Федерации……………………………………………………………………..
3 Перспективы повышения эффективности инновационной деятельности Оренбургской области…………………………………………………………..
3.1 Стратегические ориентиры развития инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
3.2 Приоритетные направления регулирования инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А …………………………………………………………………..
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках разработки форм и методов государственного воздействия на экономику непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии народного хозяйства страны и ее регионов, разрабатывает основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности.
Минфин РФ осуществляет
бюджетное обеспечение инноваци
В настоящее время государство в нашей стране ответственно в основном только за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию научного потенциала, который будет использоваться в странах с высокой ценой на интеллектуальные ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны. Государственные меры воздействия на инновационную деятельность представлены в Приложении А.
К формам государственной поддержки инновационного развития относят следующие положения, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 - Формы государственной поддержки инновационного развития.
Основными направлениями государственной поддержки инновационного развития, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Основные направления государственной поддержки инновационного развития [4].
Основной правовой формой государственного регулирования инновационного развития являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационного развития становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.
Инновационное развитие включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационного развития. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На обсуждении в Государственной думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве и смежных правах».
Что касается второго этапа инновационного развития, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ.
Рассматривая государственное регулирование инновационного развития в России на региональном уровне, выделим следующие особенности на рисунке 5.
Рисунок 5 - Особенности государственного регулирования инновационного развития Российской Федерации на региональном уровне
Организационный механизм государственного регулирования инновационного развития обеспечивает учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создает условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационного развития. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий[5].
1.3 Финансовое обеспечение инновационного развития
Инновационное развитие, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.
Источниками финансирования инновационного развития могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
К сожалению, сегодняшнее состояние инновационного развития и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.
Рисунок 6 – Источники финансирования по видам собственности
Рисунок 7 – Источники финансирования на уровне государства и субъектов Федерации
Финансирование инновационного развития за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.
Бюджетное финансирование – наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Рисунок 8 – Направление средств, выделяемых из федерального бюджета
Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
Бюджетные ассигнования являются важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инновационные фонды, которые по сути основаны на смешанной форме финансирования.
Инновационные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные высокобюджетные фонды.
Основной целью инновационных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий[6].
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций (Табл.1).
Таблица 1 - Структура внутренних затрат на исследования и разработки в России 2000-2009 гг., в %.
Источники финансирования |
2000 |
2004 |
2006 |
2008 |
2009 |
Федеральный и местный |
60.5 |
59.6 |
49.9 |
56.2 |
58.4 |
Средства организаций предпринимательского сектора |
17.4 |
15.5 |
15.7 |
19.6 |
20.1 |
Средства неприбыльных организаций |
0.1 |
0.8 |
0.04 |
0.2 |
0.1 |
Собственные ресурсы научных организаций |
10.6 |
10.6 |
6.9 |
10.1 |
9.6 |
Средства внебюджетных фондов |
6.7 |
6.0 |
6.9 |
5.2 |
2.7 |
Собственные ресурсы институтов высшей школы |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
Средства иностранных источников |
4.6 |
7.4 |
16.9 |
8.6 |
9.0 |
Источник: Наука России в цифрах 2010 г. М., ЦИСН 2010, с.75
На основании Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» можно сделать вывод, что удельный вес научных, инновационно- технологических, внедренческих и коммерческих организаций, имеющих доступ к различным составляющим инфраструктуры наноиндустрии, в общем числе российских организаций, участвующих в исследованиях, разработках и производстве продукции наноиндустрии увеличилось в 2010 году по сравнению с 2008 годом в 2,25 раз. При этом удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного сотрудника, занятого в исследованиях и разработках в рамках национальной технологической сети возросла к 2010 году до 860 тысяч рублей (это в 2 раза больше, чем в 2008 году). В этой же программе идет речь об увеличении количества созданных новых рабочих мест для высококвалифицированных рабочих, числа студентов и аспирантов, привлеченных к работе (прошедших практику) на новом нанотехнологическом оборудовании, а также доли молодых ученых, работающих в научных, инновационных, внедренческих и коммерческих организациях-участниках Программы. Объемы финансирования Программы на 2008-2010 гг. приведены на рис. по данным Министерства образования и науки.
Рисунок 9 - Мероприятия по освоению «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»
Наибольший доля финансирования приходится на первый год внедрения Программы, средства внебюджетных источников составили 98000 млн.руб., а средства федерального бюджета – 10000 млн. руб. Наименьшая доля финансирования за исследуемый период приходится на 2010 год, были выделены средства внебюджетных источников на сумму 79000 млн. руб., средства федерального бюджета на сумму 3000 млн. руб.
В стратегии развития страны до 2020 года предусмотрено, что расходы бюджета на инновационное развитие должны значительно увеличиться.
Планируется, что расходы федерального бюджета должны быть не ниже 11% общего объема расходов федерального бюджета за все ближайшие 10 лет. По расчетам Минэкономразвития, на инновации потребуется 15,7 трлн руб. с 2011 по 2020 годы. Если потратить эти деньги, то экономика России имеет шанс выйти в мировые лидеры по оказанию высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, увеличить долю высокотехнологичного сектора в ВВП в 1,5 раза, долю инновационной продукции в выпуске промышленности – в 5-6 раз, долю инновационно активных предприятий – в 4-5 раз[7].
Информация о работе Управление инновационным развитием Российской федерации