Федерализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства, формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством.
С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………….4
3. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
РОССИИ…………………………………………………………………….……6
4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ…………………………………………….13
5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ……………………………………...…16
6. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………………………………………………….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...….…22

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право чистовик к.р..docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

2. предметы совместного  ведения Российской Федерации  и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции  РФ). Причем правовые акты последних  должны соответствовать федеральным  законам по этим вопросам. Иными  словами, полномочия РФ и субъектов  РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в  рамках предметов совместного  ведения;

3. Конституция РФ закрепляет  полноту власти субъектов федерации  по вопросам, находящимся вне  ведения РФ (т.е. первой группы  предметов ведения) и вне пределов  полномочий федерации по второй группе вопросов - предметам совместного ведения.

Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере. В пределах своей компетенции  и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

   Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться. Споры о компетенции между государственными органами Российской

  Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению. Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия

  Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

4. В числе принципов  федеративного устройства России - принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехословакия).

 Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.

  Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций. 

   В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) - также существенные характеристики федеративного устройства России.

Равноправие народов проявляется  в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует  всем народам нашей страны право  на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития. Оно гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный  выбор языка обучения, воспитания, творчества.

  Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

   Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда -- суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве. Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

   Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

  Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации -- се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

 Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности - русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве - Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация - это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.

5. Равноправие субъектов Российской Федерации - принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление - равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего проявляется:

1. в равенстве их прав  и обязанностей как субъектов  федерации;

2. в конституционно установленных  равных пределах компетенции  субъектов всех видов, в одинаковой  степени ограниченной компетенцией  самой Российской Федерации;

3. в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации.

  Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

   В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации.

4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

  Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного  государства:

1. суверенитет Российской  Федерации, распространяющийся на  всю ее территорию и проявляющийся  в верховенстве федеральных Конституции  и законов;           

2. федеральная Конституция  и федеральные законы;

3. федеральные органы  государственной власти (законодательные,  исполнительные, судебные), чьи полномочия  распространяются на всю территорию РФ;

4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая  в себя территории всех субъектов  федерации, внутренние воды и  территориальное море, воздушное  пространство над ними (на территории  РФ не допускается установление  таможенных границ, пошлин, сборов  и каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств);

5. единое гражданство  РФ;

6. государственный язык;

7. единые Вооруженные  Силы;

8. единая денежная единица  - рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

9. государственные символы:  государственный флаг, герб и  гимн Российской Федерации;

10. столица РФ.

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают  характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и  предметы ведения.

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время  может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть  своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и  свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

В России - несколько видов субъектов федерации, это ее особенность.

Общее число субъектов -- 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов, остальные субъекты -- области. Конституция  РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта. Это  делается в порядке, установленном  федеральным конституционным законом.

Республики - субъекты РФ - это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ.

Информация о работе Федерализм в России