Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа
Цель – выявить общие черты и особенности федеративного устройства России и показать возможные направления его дальнейшего развития.
Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:
• показать особенности реализации принципа федерализма в федеративном государстве;
• выявить разновидности федеративных государств и их страновые особенности;
• обозначить исторические условия и условия формирования федерализма в России;
• выявить современные проблемы реализации принципа федерализма и возможные направления развития федеративных отношений в России.
Введение 2
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства. 3
1.1.Формы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. 3
1.2.Федеративное государство: типы, виды и страновые особенности. 12
Глава 2. Особенности государственного устройства Российской Федерации 19
2.1.Исторические условия и этапы формирования федерализма в России. 19
2.2.Современное состояние и особенности российского федерализма 22
Заключение 33
Список литературы 34
Таблица 1 - Особенности реализации принципа федерализма в государствах с разной системой государственного устройства
Признак |
Унитарное государство |
Федеративное государство |
Конфедерация |
Распределение полномочий |
Есть в пределах определенных центром, может быть изменено центром |
Есть, закреплена в конституции, не может быть изменена ни центром ни субъектами федерации |
Есть, определяется договором между государствами. Может быть изменена по решению одной из сторон договора |
Способ обеспечения единства государственной власти |
Власть и суверенитет |
Суверенитетом обладает центр. Власть распределена между центром и субъектами федерации в процессе государственного управления. |
Суверенитетом обладают субъекты конфедерации. Центр подотчетен субъектам его власть ограничена условиями договора |
Какая из функций федерализма |
Децентрализации власти в форме самоуправления |
Децентрализация власти Интегративная функция |
Отдельные элементы интегративной функции |
Подведем итог.
Федерализм – это очень
важный, универсальный принцип
Можно выделить наиболее общие признаки (черты), которые характерны для большинства федеративных государств:
Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы.
В ведении федерации находятся вопросы общегосударственного значения, среди них:
В совместном ведении федерации и субъектов федерации находятся следующие вопросы:
Все это позволяет реализовать обе функции федерализма. Эти особенности федеративного государства связаны с тем, что в государстве не просто распределяются полномочия, но и вся система государственной власти и управления. Единство организационной структуры властных учреждений в федеративном государстве обеспечивается взаимодействием в рамках общего процесса государственного управления и распределением ролей в этом процессе, а не только в рамках отношений власти, подчинения и подотчетности. Это обеспечивается тем, что на уровне конституции признается разграничение предметов ведения и полномочий федеральных властей и органов власти субъектов федерации
Федерализм как система характеризуется действием двух противоположных векторов развития: с одной стороны, необходимость сохранения и усиления государственного начала, единства системы предопределяет направленность федерального центра на усиление унитарных тенденций в федеративном государстве, с другой — наличие у субъектов федерации самостоятельного политического статуса закономерно вызывает стремление элит этих субъектов к увеличению объема своих прав и полномочий в рамках федерации, т.е. определенную тенденцию к суверенизации, могущую перерасти в сепаратизм.
Несмотря на то, что принцип федерализма в государстве с федеративным устройством реализуется в наибольшей степени, что обеспечивает ему и большую демократичность и возможность более свободно решать вопросы самоуправления, тем не менее федеративное государственное устройство как форма организации государственной власти не лишено некоторых серьезных рисков и потенциальных проблем. К ним относятся: возможность возникновения конфликтов между субъектами федерации, риск произвола чиновников как центра, так и регионов см. подробнее таблицу 2.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки федеративного государственного устройства
Преимущества |
Недостатки (риски) |
Развитая демократия – возможность самостоятельно решать вопросы культуры, вероисповедания |
В отдельных районах страны, которые особенно далеки от центра может быть произвол чиновников, коррупция |
Некоторая политическая независимость
субъектов федерации – наличие |
Существует опасность |
Относительная финансовая независимость субъектов федерации – наличие собственных бюджетов и налогов |
Возможно возникновение |
Эффективная модель федеративных отношений, опирающаяся на принцип федерализма должна уравновешивать эти тенденции, приводя их к некоторому компромиссу, не допуская ни чрезмерной унитаризации, ни создания основ для роста сепаратистских настроений.
В связи с этим по различным основаниям выделяют несколько типов и видов федераций:
Модель федеративных отношений по-разному воплощает в жизнь принцип федерализма, играет в государственном механизме роль интегрирующего звена, придавая ему завершенность и целостность, с одной стороны, и развивая остальные параметры системы — с другой. Для понимания того как принцип федерализма воплощается в деятельности конкретных государств важны все представленные виды федераций. Но наибольшее значение имеют первые три.
В зависимости от этого как в федерации разделены полномочия и предметы ведения федерации делятся на дуалистические и кооперативные.
Предметы ведения — круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов федерации6.
Полномочие — право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого); юридический документ, уполномочивающий одно лицо действовать от имени другого лица в целом, или в определенных целях, или на определенный срок7.
Дуалистическая федерация предусматривает строго фиксированное распределение полномочий и предметов ведения на конституционном уровне. Она является наиболее распространенной формой федерализма. В наиболее полной форме она развивается в США. Дуалистическая федерация имеет ярко выраженный вертикальный принцип разделения полномочий и предметов ведения. По вертикали права делятся между федерацией и ее субъектами в виде фиксированного перечня либо в виде закрепления определенного круга полномочий за одной из сторон и предоставления другой всех остальных полномочий. Поэтому для дуалистической федерации характерна двухуровневая структура правления, при которой оба уровня осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения. При этом каждый уровень имеет, по крайней мере, одну сферу, в которой он является автономным. Кроме того, существуют, гарантии автономности каждого уровня правления в собственной сфере.
Кооперативные федерации базируется на переговорных (согласительных) процедурах, соблюдение которых обязательно в случае возникновения разногласий. По мнению крупнейшего исследователя современного федерализма Д. Елазара, в основе кооперативного федерализма лежит договор и соглашения, поэтому они могут быть отнесены к «мягким федерациям». В них действует принцип «максимум согласия — минимум принуждения»8. В рамках кооперативных федераций доминирует принцип разделения государственной власти и разделенной (солидарной) ответственности, при которой часть полномочий и прав находится в общем ведении. Страной, в которой в наибольшей степени нашла воплощение кооперативная федерация, является Германия. В странах с кооперативной федерацией устанавливаются сферы совместного ведения федерации и ее субъектов (в Германии это так называемая конкурирующая компетенция)9.
Впервые идеи кооперативной федерации получили воплощение в 30-х гг. XX в. в США (хотя в целом для этой страны характерна дуалистическая модель федерализма). Модель кооперативной федерации получила наибольшее воплощение в Европе, где закрепление в конституции страны такого способа разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает учреждение особой системы власти, которая основывалась бы на отношениях партнерства (сотрудничества и солидарной ответственности) и при которой не только должна быть четко разграничена компетенция между носителями власти, но и должны быть созданы развитые организационные структуры кооперации, ясно прописаны меры и механизм ответственности.