Федеральное Собрание - общенациональный представительный и законодательный орган государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе сущности и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.
Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
3
ГЛАВА I. Общая характеристика и значение парламента в зарубежных странах……………………………..…………………………………………….……...

5
ГЛАВА II. Федеральное Собрание – парламент России……………………..…
10
2.1 Парламент РФ – общенациональный законодательный и представительный орган государственной власти……………………………………………….

10
2.2 Порядок формирования палат Федерального Собрания…………………..…
13
2.2.1 Порядок формирования Совета Федерации…………………………….…..
13
2.2.2 Порядок формирования и основания роспуска Государственной Думы…
14
2.3 Структура Федерального Собрания…………………………………………..
19
2.3.1 Структура Совета Федерации………………………………………………..
19
2.3.2 Структура Государственной Думы…………………………………………..
24
2.4 Полномочия палат Федерального Собрания…………………………………
28
ГЛАВА III. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ………………………………………….

40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...
49

Вложенные файлы: 1 файл

Новый текстовый документ.txt

— 4.75 Кб (Скачать файл)

Государственная Дума принимает решение  о числе заместителей Председателя Государственной Думы. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.33 Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов общего числа депутатов.

Регламент Государственной  Думы закрепляет полномочия Председателя Государственной Думы. Он:

  • ведет заседания палаты;
  • представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств;
  • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  • направляет в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
  • направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со ст. 105 ч. 5 Конституции РФ;
  • осуществляет другие полномочия предусмотренные Регламентом ГД.34

 В Государственной Думе создается  Совет для предварительной подготовки  и рассмотрения организационных  вопросов деятельности палаты.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии.35 Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом ГД учреждает следующие комитеты:36

  1. Комитет  по законодательству;
  2. Комитет  по государственному строительству;
  3. Комитет  по труду и социальной политике;
  4. Комитет  по бюджету и налогам;
  5. Комитет  по кредитным организациям и финансовым рынкам;
  6. Комитет  по экономической политике и предпринимательству;
  7. Комитет  по собственности;
  8. Комитет  по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
  9. Комитет  по энергетике, транспорту и связи;
  10. Комитет  по обороне;
  11. Комитет  по безопасности;
  12. Комитет  по международным делам;
  13. Комитет  по делам СНГ и связям с соотечественниками;
  14. Комитет  по делам Федерации и региональной политике;
  15. Комитет  по вопросам местного самоуправления;
  16. Комитет  по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  17. Комитет  по информационной политике;
  18. Комитет  по охране здоровья и спорту;
  19. Комитет  по образованию и науке;
  20. Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи;
  21. Комитет  по аграрным вопросам;
  22. Комитет  по природным ресурсам и природопользованию;
  23. Комитет  по экологии;
  24. Комитет  по делам общественных объединений и религиозных организаций;
  25. Комитет  по делам национальностей;
  26. Комитет  по культуре и туризму;
  27. Комитет  по проблемам Севера и Дальнего Востока;
  28. Комитет  по делам ветеранов.

 В случае необходимости могут  образовываться и другие комитеты. Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий конкретного созыва Государственной Думы. Председатели комитетов избираются палатой. Должности председателей комитетов распределяются обычно по пакетному принципу, т.е. по договоренности между всеми депутатскими объединениями.

Государственная Дума также формирует  следующие комиссии:

  1. Мандатную (которая образуется на срок полномочий Государственной Думы конкретного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.);
  2. По этике;
  3. Для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах;
  4. Для дачи заключения, предусмотренного ст. 93 ч. 2 Конституции РФ;
  5. А также другие.

Деятельность комитета, комиссии Государственной  Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

2.4 Полномочия палат Федерального Собрания

Закрепляя полномочия палат российского  парламента, Конституция РФ исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума  -  различных групп населения страны.

Существуют три основные группы  полномочий  Федерального собрания,  которые установлены  Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (ст. 102, 103);  законотворчество (ст. 105); организация деятельности палаты (ст. 101).

Статья 102 Конституции РФ к исключительному ведению Совета Федерации относит:

  1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов РФ.  В соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции решение по этому вопросу Совет Федерации вправе принимать только при наличии взаимного согласия субъектов Федерации об изменении их границ. Поэтому для реализации Советом Федерации рассматриваемого полномочия требуется принятие органами власти субъектов, границы которых изменяются, соответствующего решения. Функция же Совета Федерации состоит в одобрении решения, принятого субъектами РФ, путем принятия собственного акта об утверждении изменения границ между ними.

  1. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

Это положение обязывает Президента незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории России или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Это может рассматриваться как особая гарантия обеспечения интересов субъектов РФ, поскольку военное и чрезвычайное положения означают особый правовой режим деятельности государственных органов в субъектах Федерации.

  1. Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  2. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.
  3. Назначение выборов Президента РФ.

Это могут быть как, очередные выборы, которые назначаются по истечении  срока полномочий Президента, так  и внеочередные - при досрочном  прекращении его полномочий. Согласно ч. 2 ст. 92 Конституции РФ досрочно прекращаются полномочия Президента в случаях его отставки, неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Ни Конституция, ни законодательство не урегулировали вопроса о назначении президентских выборов в случае смерти Президента РФ.

  1. Отрешение Президента РФ от должности.

В процедуре отрешения Президента от должности Совет Федерации  выступает в качестве верхней палаты парламента - на основании решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента он принимает окончательное решение по этому вопросу.37

  1. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
  2. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ считается  назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом для назначения на должность Генерального прокурора, при голосовании не наберет требуемого количества голосов, Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

  1. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетной палаты образуется Советом Федерации и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета. Состав аудиторов этого контрольного органа формируется палатами на паритетных началах, т. е. Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности половину состава Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты.38

Решения по вопросам своего исключительного  ведения Совет Федерации принимает в форме постановлений.

К исключительному ведению Государственной  Думы относятся:39

  1. Дача  согласия  Президенту РФ на назначение Председателя  Правительства  Российской  Федерации.

Согласно Регламенту ГД, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов.40 Если Дума отклонит кандидатуру на должность Председателя Правительства, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. При этом должны реализовываться конституционные требования о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, т.е. Президент и Государственная Дума должны стараться договориться о взаимоприемлемых кандидатурах. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску.41

  1. Решение вопроса о доверии   Правительству  РФ.

Вотум недоверия Правительству  означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы или роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов "нижней" палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Обсуждение вопроса о доверии Правительству РФ, поставленного Председателем Правительства РФ, проводится в аналогичном порядке

  1. Назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка   РФ.

Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.42

  1. Назначение  на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и  половины  состава  ее аудиторов.

Государственная Дума назначает шесть  аудиторов Счетной палаты на 6-летний. срок, однако, наряду с этим, в отличие от Совета Федерации, назначает не заместителя Председателя, а Председателя Палаты. Согласно Регламенту ГД43, кандидатуры на должности Председателя и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом по бюджету и налогам. Назначение производится на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий назначенных в Счетную палату лиц. Для назначения Председателя и каждого из аудиторов требуется большинство голосов общего числа депутатов, т.е. не менее 226 голосов.

Информация о работе Федеральное Собрание - общенациональный представительный и законодательный орган государственной власти РФ