Федеральное собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:41, реферат

Краткое описание

цель работы, которая состоит в анализе и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Задачи работы:

◦анализ Федерального Собрания Российской Федерации, как представительного и законодательного органа;
◦обоснование конституционно-правового статуса Совета Федерации и Государственной Думы;
◦изучение законодательного процесса в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Ready1b_Федеральное собрание.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

     

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

 

Введение

     С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей  в нашей стране начался новый  период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

     Предметом исследования является Федеральное Собрание – парламент РФ, состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Федерального Собрания, как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Парламент РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции.

     Исходя  из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в  анализе и роли Федерального Собрания в системе органов государственной  власти РФ на основе действующего законодательства.

     Задачи  работы:

    • анализ Федерального Собрания Российской Федерации, как представительного и законодательного органа;
    • обоснование конституционно-правового статуса   Совета Федерации и Государственной Думы;
    • изучение законодательного процесса в Российской Федерации.

     Данная  работа написана на основе российского  законодательства, базовыми из которого являются: Конституция РФ; Регламент  Государственной Думы; Регламент  Совета Федерации; ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Федеральное собрание - представительный и законодательный  орган

      В Российской Федерации наших дней можно говорить о достаточно широком  развитии отношений народного представительства, итогом которых является формирование и деятельность представительных органов государственной власти.

      Народное  представительство весьма широкое  понятие. В самом общем смысле оно означает выражение чьих-либо интересов, совершение каких-либо действий в силу имеющихся оснований одним лицом  в интересах и от имени другого лица.

      Формой  народного представительства выступают  органы, отличающиеся особыми характеристиками. Их наличие в системе государственных  и самоуправленческих органов является обязательным признаком всякого демократического государства, а содержание деятельности таких органов свидетельствует о поддержании политического режима, обеспечивающего участие народа в осуществлении принадлежащей ему власти1.

      Традиционно народным представительством считалось и считается создание коллегиальных органов, состоящих из избранных народом представителей – депутатов. Однако с учетом современного положения в России возможен и другой подход: народное представительство охватывает и должностных лиц, избранных народом, - Президента РФ, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований. При таком подходе исходным фактором народного представительства следует признать организационный фактор – производность соответствующих лиц от народа, их выборность.

      Таким образом, если лицо избрано народом (населением) и если оно обязано  в своей деятельности выражать (учитывать) его интересы, то есть основания  в строго определенном смысле считать  такое лицо народным представителем.

      Органы  народного представительства обладают определенными признаками. К существенным и необходимым признакам органов народного представительства можно отнести следующие: избрание народом на периодических выборах, коллегиальность, наличие механизма влияния на их деятельность со стороны граждан.

      При этом современное демократическое  государство знает лишь всеобщее равное прямое при тайном голосовании  избирательное право, на основе которого проводятся выборы органов народного  представительства.

      Обязательным  качеством органа народного представительства является его периодическая проверка на соответствие отражаемых в его деятельности интересов расстановке социально – политических сил в стране. Это возможно лишь при проведении новых выборов через установленные интервалы.

      Важной чертой органа народного представительства выступает его коллегиальность. Именно этим качеством данные органы отличаются от всенародно избранного президента или иного  (формируемого путем выборов непосредственно населением) единоличного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

      Основным  действующим лицом представительного  органа является избранное лицо –  депутат, то есть представитель, выразитель интересов либо избирателей своего округа, либо народа, нации, этноса, социальной группы населения.

        Политически депутат является  представителем всего народа  вообще и тех его общественных  групп, к которым он принадлежит, - в частности. Политически и  подчас даже юридически (правда, не полностью) он может быть  представителем политической партии или иной массовой организации. Именно представляя ту или иную партию или организацию, депутат представляет общественные группы. Политически и юридически депутат представляет и тот территориальный коллектив, в орган которого он избран, ибо участвует в принятии решений для всего этого коллектива. 

      Итак, каждый депутат представляет своих  избирателей, а общее собрание депутатов (сессия) – всех избирателей.

      Одно  из кардинальных свойств Федерального Собрания – его представительный характер. Признание носителем суверенитета и единственным источником власти народа в подлинно демократическом государстве делают справедливым и обоснованным следующий вывод: народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободы и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Поэтому парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства. Отсюда и такие его обозначения, как национальное или народное представительство.

      Если  сформулировать концепцию народного  представительства применительно  к природе и характеру выборных представительных учреждений, то она  условно может быть сведена к  совокупности следующих принципов:

  1. национальное (народное) представительство учреждается Конституцией;
  2. нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;
  3. с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей-депутатов, сенаторов и т.д;
  4. член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто избрал, и поэтому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван.

      Представительный  характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования  Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.

      Анализ  теоретических вопросов Федерального Собрания как представительного  органа позволяет обратиться к исследованию такого явления как законодательная власть, она теснейшим образом взаимосвязана, переплетена с представительной властью. При этом не может быть и речи о каком-либо противопоставлении представительной и законодательной власти, но выявление специфики законодательной власти крайне необходимо, поскольку она отражает весьма специфический и чрезвычайно важный аспект сущности и развития самого конституционного права. Аксиоматичной является истина, что далеко не все органы государственной власти наделены законодательной властью, вправе законодательствовать. Это, в первую очередь, касается исполнительной и судебной власти. Иначе не имело бы смысла применение на практике доктрины их разделения.

      Только  выборные представительные органы государственной  власти вправе законодательствовать, то есть именоваться органами законодательной власти. Конституция РФ также акцентирует это положение, подчеркивая, что Государственная Дума – выборный представительный орган власти – принимает федеральные законы. Это не значит, что в законодательной деятельности не принимают участия другие высшие государственные органы – Президент РФ, Правительство РФ, высшие судебные органы, а также представительные органы субъектов Российской Федерации.

      Сама  законодательная власть, ее содержание, характер – сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, процедуры и особенности прохождения законопроектов, роль субъектов законодательной инициативы и многие другие моменты. 

      Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности: законопроекты вносятся в Государственную Думу; предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы»2.

      Кроме того, Конституцией РФ ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, переданные Государственной Думой, предусмотрена возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ).

      Завершая  характеристику Федерального Собрания – законодательного органа Российской Федерации, можно сделать обобщающий вывод: хотя законодательная деятельность – прерогатива Федерального Собрания, в ее осуществлении принимают активное участие Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, другие высшие суды РФ, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, более четким и обоснованным является вывод о сбалансированности полномочий названных органов государственной власти в процессе осуществления законодательной деятельности РФ.

Структура палат федерального собрания

      В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции  РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

      Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ  не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с  Конституцией РФ правом избирать и  быть избранным в органы государственной власти.

      Член  Совета Федерации – представитель  от законодательного  (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

      Полномочия  члена Совета Федерации начинаются  со дня вступления в силу решения  о его избрании (назначении)  и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской  Федерации или высшим должностным лицом субъекта РФ.

      Решение об избрании (о назначении) члена  Совета Федерации в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) о его освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации.

Информация о работе Федеральное собрание