Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы: Изучить преимущества и недостатки федеративного устройства. Взглянуть на российский федерализм в его современном состоянии, а также рассмотреть типы федеративного устройства. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1.Дать определение понятия “федерация.”
2. Рассмотреть основные признаки и модели федераций.
3.Выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.
Введение…………………………………………………………………………......3
Раздел 1. Понятие федерации как формы государственного устройства……….4
1.1 Причины образования федераций……………………………………………..10
1.2 Преимущества и недостатки федеративного устройства…………………….11
1.3 Типы федеративного устройства…………………………………………........15
Раздел 2. Признаки и модели федеративного устройства………………………..18
Раздел 3.Российское государство как федерация. Ее особенности……………...22
3.1 Этапы развития федеративных отношений…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы ………………………………………………30
Пятый этап - 1999 г. – принятие Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до 21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.
Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента – Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.
Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
Заключение
Анализ проблемы федерации позволяет сделать ряд выводов:
Я рассмотрела федерацию как форму государственного устройства, изучила ее типы и взглянули на специфику ее проявления в истории российской государственности.
Следует отметить, что феномен федерации достаточно тщательно изучен современной наукой и основные дискуссии ведутся относительно утилитарного применения теоретических знаний. Другими словами, ученых интересует поиск конкретной модели федерации, являющейся оптимальной для конкретного государства.
Очевидно, что идеальной модели федерации не существует, и применительно к Российской Федерации нет единого мнения о том, договорной или конституционной, симметричной или асимметричной, построенной по национально-территориальному или территориальному принципу она должна быть.
Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства.
Федерация является распространенной формой государственного устройства.
Ныне в мире насчитывается около
30 федеративных государств, большинство
из них крупные по территории и
численности населения
Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку. К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные. Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство, в определенной степени, является носителем элементов федерализма. Федерация - это объединение государственно - правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации
Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент.
Федерация есть форма разграничения
предметов ведения между
Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерации остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного устройства.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеративный договор. Подписан в Москве 31 марта 1992г. // М.: Издание Верховного Совета Российской Федерации. "Известия". 1993
Основная литература
3. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2004. - 320 с.;
4. Теория государства и права. Учебник./ Кулапов В.Л., Малько А.В. - М.: Норма, 2011. - 384 с.;
. Теория государства и права. Учебник./ Морозова Л.А. - М.: Юристъ, 2002. - 414 с.;
. Цыганов В.И. Теория государства и права: тезисы лекций. - Нижний Новгород, 2007. - 142 с.;
Сайты в интернете:
http://www.be5.biz/pravo.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki.
1 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства М.,2001-230с
2 И.А Умнова Конституционные основы современного
Российского
федерализма/Конституционное право
2011-592с
3 В.Е. Чиркин Современное государство М., 2001-330с
4 Правовые аспекты современного российского федерализма. В кн.: Федеративное устройство России: история и современность. М.:ИНИОН, 1999
5 Теория государства и права. Морозова Л.А. М.: Юристъ, 2002. — 414 с.