Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма государства.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное государство  имеет следующие признаки:

1) полное территориальное  единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено  единое гражданство, территориальные  единицы не имеют собственного  гражданства;

3) единая структура  государственного аппарата на  всей территории государства,  единая судебная система;

4) единая система законодательства  для всего государства;

5) одноканальная система  налогов, т.е. все налоги поступают  в центр, а оттуда централизованно  распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация - это сложное  государство, состоящее из различных  государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих  для всего государства высших  органов государственной власти  и управления и одновременно  высших органов государственной  власти и управления в субъектах  федерации;

2) возможность установления "двойного гражданства", т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет  общегосударственных актов над  актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации  могут иметь свою судебную  систему наряду с высшими судебными  органами федерации;

5) двухканальная система  налогов, что предполагает наряду  с общефедеральными налогами  и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время  в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они  образованы по разным основаниям, имеют  различное устройство, различную  степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена  как по территориальному, так и  по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Подводя итог, можно отметить огромный вклад Аристотеля в науку  государствоведения. На наш взгляд, под формой государства в большей части Аристотель понимал современную форму правления, во всяком случае, для классификации форм государства на правильные и не правильные были использованы именно критерии для определения форма правления.

Но в тоже время, необходимо отметить, что Аристотель для выделения тех или иных форм государства использовал еще и признаки современного деления политических режимов, территориального устройства. Т.е. это сборное понятие, характеризующее все устройство в государстве, деление власти, территории и участие народа в осуществлении управления страной.

Для современной науки  работы Аристотеля имеют огромное значение, т.к. до сих пор не потеряли актуальности, являются обоснованными.

 

Глава 2. Понятие и сущность формы государства

2.1. Характеристика различных форм государства

Категория формы государства  показывает особенности внутренней организации государства, порядок  образования и структуру органов  государственной власти, специфику  их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с  другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Более полное представление о форме  конкретного государства дает анализ трех его составляющих — формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует  порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)7.

Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной  власти.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, на наш взгляд, категория политического   режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, т.е. всех субъектов политической системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право8.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают:

- демократические 

- авторитарные государственно-правовые  режимы.

Что касается соотношения  формы государства с ее типом, то с одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства  определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого  данного типа не могут воплощаться  в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической  основе. Нельзя представить себе рабовладельческое  государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства  предопределяется историческим типом  государства. Но кроме этого она  зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых  сил;

3) историко-национальных  и культурных традиций;

4) международной обстановки  и т.п9.

Факторы, которые обусловливают  разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом  они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Политический режим (лат. геgimеп – управление) – совокупность средств и методов осуществления  власти, способ функционирования политической системы. Понятие политического режима раскрывает функциональный характер политической системы.

Характер политического  режима определяется по совокупности таких параметров, как:

объем и уровень свобод в обществе;

методы осуществления  государственной власти;

характер взаимоотношений  между государством и обществом;

характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);

степень вовлеченности  народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение  им возможности влиять на политические решения);

ценности, на которые  ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);

способы формирования политических институтов;

методы выработки политических решений.

Существует множество  критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, политические режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические).

По классификации М.Дюверже, политические режимы могут быть явными и авторитарными; демократическими, автократическими, монократическими (диктаторскими); директорией (коллективное правление; комбинированными.

Часто разделяют режимы на диктатуры и демократии. В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит соотношение трех переменных: политическая конкуренция, структура элиты и политическое участие населения10.

Одной из наиболее широко распространенных, простых, но в то же время достаточно глубоких классификаций является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические, построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Данная классификация отражает идеальные, т.е. теоретически выделенные типы политических режимов. В реальности ни один из них в чистом виде не существует. И все же тотали­таризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к нормативу широко представлены в истории человечества и в современном мире. Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.

Форма государственного правления (управления) характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.

Форму правления не следует  путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

В различных периодах истории форма правления имела  различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей11.

Информация о работе Форма государства