Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:01, курсовая работа
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
Таким образом, форма правления показывает нам:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.
Монархия (наиболее древняя форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству).
Абсолютная монархия (Вся власть в одних руках)
Конституционная монархия
Дуалистическая монархия
Парламентарная монархия
Республика (власть принадлежит народу)
Президентская республика
Парламентарная республика
Смешанная республика
Советская республика
Суперпрезидентская республика (выделяется некоторыми учеными).
Форма государства обычно рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Понятие формы правления в литературе трактуется неоднозначно. Сторонники так называемой узкой трактовки понимают под формой правления прежде всего положение главы государства, хотя при данном подходе учитываются значение и статус других высших органов. Ряд других ученых понимают под этой категорией образование, организацию и функционирование высшей (верховной, суверенной) власти в государстве. Наиболее распространенным и, видимо, более точным является определение формы правления как образование и организация высших государственных органов, а также взаимосвязь последних с населением. В России ведется достаточно интенсивная дискуссия о том, к какому типу республики относится наша страна.
Что касается России, то форме своего правления Российская Федерация является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский характер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст. 1 Конституции РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления». Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся прежде всего в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.
Президентская или полупрезидентская
республика? Тот факт, что РФ, как
и ряду других президентских республик,
присущи отдельные черты
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)13.
Принцип федерализма в России обладает своими особенностями, обусловленными той политической обстановкой 90-х годов, в которой он складывался, экономическими, социальными условиями его становления, идеологической основой и иными обстоятельствами. В результате он нашел свое отражение в Конституции РФ 1993 г. и в практике ее последующей реализации.
Принципы российского федерализма закреплены главным образом в ст. 5 Конституции РФ, а также вытекают из толкования отдельных ее положений. Исследователи по-разному называют принципы, их количество. Однако по вопросу содержания основополагающих принципов российского федерализма они в целом придерживаются схожих точек зрения. К таким принципам относятся: принцип построения Российской Федерации на сочетании национально-территориального и территориального начал; принцип государственной целостности Российской Федерации; принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации; принцип равноправия субъектов Российской Федерации; принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации14.
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
Важнейшим элементом
формы государства является политический
режим. Политический режим - это система
методов и средств осуществлени
Политический режим (лат.
геgimе – управление) – совокупность
средств и методов
В СССР длительное время господствовали тоталитарный и авторитарный политические режимы. При этом надо иметь в виду, что наиболее близко к "чистому" типу тоталитаризма СССР подошел в годы правления Сталина (1927 - 1953 гг.). Большевистская диктатура эпохи Ленина и первых лет после его смерти, как и постсталинский режим, менее соответствовала "идеальному типу", чем сталинизм. Эти периоды можно обозначить как авторитарные политические режимы <*>.
Говоря об авторитарном политическом режиме, надо иметь в виду, что авторитарный режим возможен лишь в демократической системе координат, и классификация авторитарных режимов осуществляется по степени реализации демократических прав и свобод.
Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года16. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») –народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. Данный принцип (народ-источник власти закреплен в Конституции РФ)17.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Результаты последних
выборов в Государственную
Таким образом, с принятием Конституции в 1993 г. завершился советский этап в развитии страны, был провозглашен курс на создание правового демократического государства. В этой связи в соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация - Россия - является демократическим, республиканским, федеративным правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), которое строится на принципе разделения властей (ст. 10).
Россию на данном этапе в первую очередь характеризует ее сложная федеративная система, связанная с различными полномочиями равных субъектов, смешанным национально – территориальным делением.
Кроме того, не определен точно политический режим. Формально он демократический, но в действительности нормы Конституции реализуются так, что авторитарная воля властей преобладает во всех сферах жизни общества.
В ходе проделанной работы
можно сделать следующие
Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству.
Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок.
Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика, суперпрезидентская республика.
Форма государственного (территориального) устройства — способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме территориального устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями
Государственный (политический)
режим характеризуется методами
осуществления политической власти,
степенью политической свободы в
обществе, состоянием правового статуса
личности. Политический режим может
быть охарактеризован как
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература: