Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:52, контрольная работа
Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ). Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).
Согласие Государственной
Думы на назначение
Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.
Используемый Конституцией термин "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов
различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции. Положение статьи 10 Конституции Российской Федерации относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено Конституцией (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Применительно к системе органов государственной власти субъектов
Российской Федерации принцип разделения властей будет раскрыт в Федеральном законе об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации и данным федеральным законом.
Поскольку в статье 10 Конституции Российской Федерации говорится о
принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной властей.
Глава 4. Россия - правовое государство.
История развития России, как
правового государства, насчитывает
менее 20 лет - это небольшой срок,
но за этот период был сделан огромный
скачек от тоталитарного режима к
демократическому. Отсчет можно вести
с момента принятия первой российской
Конституции - 1993 год. Тут нет опечатки,
именно с Конституции 1993 года, так
как все, принимаемые до этого
Конституции, по большей части только
декларировали права и свободы
граждан, но имели минимальное практическое
применение. До революции такое понятие,
как правовое государство разрабатывалось
учеными и мыслителями, но практического
применения не находило.
А что же такое правовое государство с
точки зрения истории?
Зачатки теории правового государства
в виде идей гуманизма, принятие господствующего
класса принципов демократизма, установления
и сохранения свободы, господства права
и закона прослеживаются еще в рассуждениях
мыслителей-философов, историков, писателей
и юристов Древней Греции, Рима, Индии,
Китая и других стран Древнего мира.
В трактатах Платона проводилась мысль
о том, что там, где "закон не имеет силы
и находится под чьей-либо властью",
неизбежна "близкая гибель государства".
"Соответственно, там, где законы установлены
в интересах нескольких человек, речь
идет не о государственном устройстве,
а только о внутренних распрях";
"где закон - владыка
над привилегиями, а они - его
рабы, я усматриваю спасение
Подобные мысли прослеживаются и в трудах
Аристотеля - "Закон должен властвовать
над всем".
Цицерон писал - "государство - достояние
народа, понимаемое не как "любое соединение
людей, собранных вместе каким бы то ни
было образом", а как "соединение
многих людей, связанных вместе между
собою согласием в вопросах права и общностью
интересов".
Размышления на тему "правовое государство"
можно найти в трудах Сенеки, Лао Цзы и
многих других мыслителей Древнего мира.
В ХVIII - ХХ веках о правовом государстве
писали Локк, Монтескье, Радищев, Герцен,
Кант, Бердяев, Маркс и многие другие, но
прямое закрепление в основных законах
государств эти идеи нашли только в ХХ
веке.
В современном мире понятие правовое государство
трактуется как характеристика конституционно-правового
статуса государства, предполагающая
безусловное подчинение государства следующим
принципам: народный суверенитет, нерушимость
прав и свобод человека со стороны государства,
связанность государства конституционным
строем, верховенство конституции по отношению
ко всем другим законам, разделение властей
и институт ответственности власти как
организационную основу правового государства,
независимость судей, приоритет норм международного
права над нормами национального. И если
посмотреть Конституцию и законы РФ, то
понятно, что все необходимые юридические
составляющие есть.
1 пункт статьи 1 Конституции Российской
Федерации гласит "Российская Федерация
- Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления". В данном контексте
правовое государство - это не просто государство,
соблюдающее законы. Это общество и государство,
признающие право как исторически развивающуюся
в общественном сознании, расширяющуюся
меру свободы и справедливости.
Идея господства права выражается в гл.
1 Конституции в верховенстве Конституции
и в том, что государство не создает, не
дарует людям их права, которые неотчуждаемы
и принадлежат им не от государства, а
от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано
признавать и соблюдать их, защищать их
носителя - человека, его права и свободы
как высшую ценность (ст. 2).
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Глава 5. Равноправие и многообразие форм собственности
Строй экономической жизни,
характеризующийся
Место законодательного акта
в правовой системе государства
предопределяется его юридической
силой. Высшей юридической силой
в Российской Федерации обладает
ее Конституция (ч.1 ст.15 Конституции
РФ). Именно поэтому она занимает
самое высокое положение в
иерархии законодательных актов.
Под конституционными основами предпринимательской
деятельности понимаются основополагающие
конституционные нормы, которые:
формируют необходимые предпосылки для
предпринимательской деятельности;
предопределяют содержание, условия и
порядок ее осуществления;
обеспечивают право на предпринимательскую
деятельность соответствующими гарантиями.
Эти конституционные нормы:
выражают определенные концепции правового
регулирования;
закрепляют конституционные принципы;
определяют правовой статус предпринимателя,
включающий его права, обязанности, ответственность,
свободы и интересы, а также устанавливают
их гарантии.
Взятые вместе, все эти положения и образуют
ту конституционную базу, на которой рождается
и развивается право на занятие предпринимательской
деятельностью.
Понятие и структура "экономической
конституции". Современные конституции
большинства государств содержат множество
норм, регулирующих отношения в сфере
экономики. Это обусловило появление в
научном обиходе понятия "экономическая
конституция", означающее совокупность
конституционных положений, связанных
единым предметом - отношениями в сфере
экономики и проникнутых внутренним единством
логико-правовых системных связей.
Система таких конституционных положений
включает в себя принципы основ конституционного
строя - свободы экономической деятельности,
единого экономического пространства,
многообразия и равноправия различных
форм собственности, защиты конкуренции
(ст.8 Конституции РФ). Эти принципы составляют
общую часть "экономической конституции".
Стержнем же ее являются нормы Конституции
РФ об основных экономических правах и
свободах - о праве на использование своих
способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ст.34), о праве на свободный
выбор рода деятельности и профессии (ст.37),
о праве частной собственности (ст.35, 36),
о праве на защиту своего доброго имени
(ст.23), что в экономической сфере означает
право на защиту деловой репутации, о праве
на возмещение государством вреда, причиненного
незаконными действиями (или бездействием)
органов государственной власти или их
должностных лиц (ст.53), и другие права,
а также конституционные гарантии предпринимательства
(ч.2 ст.34, ч.1 ст.74, ч.2 ст.75).
В структуру "экономической конституции"
входят также нормы Конституции РФ, устанавливающие
экономический публичный порядок: 1) принципы
государственного регулирования экономической
деятельности; 2) нормы о возможном ограничении
основных экономических прав и свобод
(ст.55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных
органов государственной власти и органов
власти субъектов Российской Федерации
в сфере правового регулирования предпринимательства.
При всей важности конституционных положений,
составляющих блок "экономической конституции",
они не могут главенствовать и предопределять
содержание других положений Основного
закона. На эту роль вправе претендовать
только нормы, закрепляющие права и свободы
человека и гражданина, включая, конечно,
положения о праве собственности, свободе
экономической, и в том числе предпринимательской
деятельности, праве на объединение и
выбор профессии. В частности, если государство
признает право индивида на свободу экономической
деятельности, оно обязано гарантировать
ему на своей территории единое экономическое
пространство.
Этому важнейшему конституционному положению
соответствует обязанность государства
обеспечить создание таких предпосылок
экономической деятельности, как единая
денежная система, единая система банков,
свободное передвижение товаров и услуг,
защита капиталов на любой территории,
защита конкуренции.
Закрепление права индивидуума на свободную
экономическую деятельность предопределяет
наличие в Основном законе и других положений,
например, предостановление законодательным
органам полномочия принимать законы
в сфере экономики, исполнительным органам
- регулировать экономику на основе этих
законов, судебным органам - защищать в
соответствии с законом права предпринимателей.
Таким образом, стержнем системы конституционных
норм, условно названной "экономической
конституцией", являются основные права
человека и гражданина (право на свободное
развитие своей личности, на объединение,
право свободно избирать род деятельности,
право собственности и др.).
Конституционные принципы рыночной экономики
являются особой разновидностью правовых
принципов, ориентированных на регулирование
экономических отношений. Они во многом
предопределяют содержание принципов
правового регулирования предпринимательской
деятельности.
Конституционные принципы обладают высшей
степенью нормативной обобщенности, носят
универсальный характер и в связи с этим
оказывают регулирующее воздействие на
все сферы общественных отношений. Общеобязательность
этих принципов состоит как в их приоритетности
перед иными правовыми установлениями,
так и в распространении их действия на
всех субъектов .Конституционные принципы
рыночной экономики имеют объективную
природу, они не изобретаются людьми, а
ими только обнаруживаются, как и иные
объективно существующие законы - естественные
и экономические.
Объективная природа таких конституционных
принципов, как свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, свобода
экономической деятельности, единство
экономического пространства и других,
очевидны
Отсутствие этих принципов в Конституции
означает невозможность создания рыночной
экономики, поскольку конституционные
принципы рыночной экономики имманентно
присущи данному типу экономики. Если
в Конституции не закреплены в качестве
принципов свобода договора, неприкосновенность
частной собственности, свобода передвижения
и т.д., в обществе не могут функционировать
и экономические законы рынка. Конституционной
норме о свободе передвижения, выборе
места пребывания и жительства (ст.27 Конституции
России) коррелирует такая экономическая
категория, как свобода рынка труда. Права
иметь имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им как единолично,
так и совместно с другими лицами (ст.35
и 36 Конституции РФ) соотносятся с такой
экономической категорией рыночной экономики,
как рынок недвижимости.
В конституционных принципах
рыночной экономики могут получать
воплощение общие принципы права, т.е.
положения (правила) объективного права,
которые хотя и не всегда выражаются
в текстах законов, но в любом
случае подлежат применению судами.
Сравнивая общие принципы права с юридическими
нормами, необходимо обратить внимание
на их менее конкретный характер. Однако
будучи признаваемыми и применяемыми
органами государства, общие принципы
права приобретают официальный статус.
Принципы конституционного строя не могут
функционировать вне системной связи
друг с другом.
Гарантируя приоритет прав и свобод человека
и гражданина, основы конституционного
строя, в силу их целостности, определяют
принцип свободы экономической деятельности,
который опосредованно устанавливает
основы экономической системы в Российской
Федерации и тесно связан с конституционным
принципом единства экономического пространства.
Принцип экономической свободы может
быть лучше понят с учетом как принципа
приоритета прав и свобод человека, который
в силу ст.2 Конституции РФ является "высшей
ценностью", так и принципа социального
государства, закрепленного в ст.7 Конституции
России.
Иные положения Основного закона не могут
противоречить нормам-принципам, составляющим
основы конституционного строя Российской
Федерации, этой своего рода "общей
части" Конституции.
Однако реально могут возникнуть не только
коллизии между положениями, составляющими
основы конституционного строя Российской
Федерации, т.е. конституционными принципами
и иными положениями Конституции, но и
между самими конституционными принципами.
Нередко нормативное содержание одного
конституционного принципа выступает
в качестве границ другого. Рассматривая
содержание принципов неприкосновенности
собственности, демократии, правового
государства (в сочетании с принципом
социального государства), необходимо
обращать внимание на взаимодействие
конституционных принципов в процессе
правового регулирования.
В основе взаимодействия конституционных
принципов, предполагающего нередко и
противоречия между составляющими их
содержание требованиями, лежат объективные
противоречия между экономическими и
социальными закономерностями.
Заключение
Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию.
И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначения, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Конституцию справедливо называют основным, главным законом
государства. Основы Конституционного строя - это совокупность закрепленных Конституцией основных положений и принципов, в соответствии с которыми должны находиться и другие положения Конституции, и все нормативные акты,
принимаемые в Российской Федерации.
В то же время основы конституционного строя как бы моделируют новое российское государство и гражданское общество.
Список используемой литературы:
1.Конституция РФ официальный текст по состоянию на 2010 г.
2. Шахрай С.М., Клишас А.А.
Конституционное право
3.М.В.Баглай. Конституционное
право Российской Федерации.
4. Учебник по конституционному праву РФ для вузов под ред. Баглая М.В. 2006 год
5.Сборник законодательств РФ. 1995 г. №№ 26,21., 1997 г. № 38.
6. www.enc-dic.com
7. ru.wikipedia.org
8. www.e-college.ru
9. www. lawtoday.ru
10. www.kursach.com
1. isfic.info
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Глава 1.Форма государства: форма правления,форма государственного устройства и политический режим по Конституции РФ ….…………….......3-6
1.1.Форма государства …………………………………………………………...3
1.2. Форма правления в государстве …………………………………………..4
1.3. Форма государственного устройства…………………………………..4-5
1.4. Политический режим по конституции РФ……………………………..5-6
3.Глава 2.Основы федерального
устройства РФ………………......................
4.Глава 3. Разделение властей как основополагающий признак демократии и его закрепление в действующей Конституции ……………..…….……….7-10
5.Глава 4.Россия правовое государство ………………….………………...10-12
6.Глава 5Равноправие и многообразие форм собственности …………….12-15
7.Заключение………………………………………………
8.Список литеретуры……………………………
9. Содержание……………………………………………………