Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:15, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Общие понятия..........................................................................................................3

Форма правления......................................................................................................3

Монархические формы правления.............................................................4

Республиканские формы правления.....................................................................................................7

Форма государственного устройства...................................................................................................13

Унитарное государство..............................................................................14

Федеративное государство........................................................................15

Конфедеративное государство..................................................................17

Форма государственного режима........................................................................................................18

Заключение................................................................................................18

Список использованной литературы................................................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

 

“Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его составными частями и между центральными и местными органами государственной власти”.

Форма государственного устройства показывает:

·       из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· //каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

·       в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на:

·       унитарные;

·       федеративные;

·       конфедеративные.

    

Унитарное государство

 

     Унитарное государство - это такая форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

·       единые и общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которым подчинены соответствующие местные органы. Единые вооруженные силы;

·       на его территории действует одна конституция, единая система

законодательства и одно гражданство;

·  единая экономика (обязательная для всех административно-территориальных единиц общая денежная система, налоговая, кредитная и финансовая политика);

·       его составные части (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают (нет своих законодательных органов, самостоятельных воинский формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности);

·       если на его территории проживают небольшие по численности национальности, то может допускаться национальная и законодательная автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским аймаком, Судан с Южным регионом);

·       все внешние межгосударственные сношения осуществляются центральными органами, представляющими страну на международной арене.

То, что составные части унитарного государства не обладают суверенитетом, не отрицает наличия у них известной, и иногда и значительной самостоятельности.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть:

Централизованным- если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.

Децентрализованным-если местные органы, пользуясь значительной самостоятельностью, полностью избираются населением.

 

Федеративное государство

 

     Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

·   территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

·       верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

·       субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

·   существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

·       основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

·       территориальные (союзное государство);

·       национальные (союз государств);

·       территориально-национальные.

Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

 

Территориальная федерация

 

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

·       центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов – проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

·       субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

·       конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

·       управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

    

Национальная федерация

 

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

·...////субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

·       национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

·       все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

· ////высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

· в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

    

Территориально-национальная федерация

 

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.

 

Конфедеративное государство

“Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.(Например: Швейцария)

Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

·       нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);

·    сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;

·    тем не менее, возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации;

·       конфедеративные государства недолговечны, так как они либо распадаются по достижении общих целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро- Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации (США 1781-1787гг.)

Таким образом, конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

    

Форма государственного режима

 

“Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством”.

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть:

·       демократическими;

· антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

 

Заключение

 

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

                   

Список использованной литературы

                   

1.    Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”. 1995.                             

2.    Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие. -  Мн., 1995.

3.    Канстытуцыя  Рэспублiкi Беларусь. - Мн.: Полымя, 1994.

4.    Советский энциклопедический  словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.

5.    История государства  и права зарубежных стран. Ч.1./Под  ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

6.    Хрестоматия  по истории государства и права  зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984.

7.    Конституция  Российской Федерации.  - М., 1995.

 

 

 

 


Информация о работе Форма государственного устройства