Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:15, контрольная работа
Краткое описание
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы.
“Форма государственного
устройства - это национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает
характер взаимоотношений межу его составными
частями и между центральными и местными
органами государственной власти”.
Форма государственного устройства
показывает:
· из каких
частей состоит внутренняя структура
государства;
· //каково правовое
положение этих частей и каковы взаимоотношения
их органов;
· в какой
государственной форме выражаются интересы
каждой нации, проживающей на территории
данного государства.
По форме государственного
устройства все государства можно подразделить
на:
· унитарные;
· федеративные;
· конфедеративные.
Унитарное государство
Унитарное государство
- это такая форма государственного устройства,
при которой территория государства подразделяется
на административно-территориальные единицы,
подчиняющиеся центральным органам власти
и не обладающие признаками государственного
суверенитета.
Унитарное государство характеризуется
следующими признаками:
· единые
и общие для всей страны высшие представительные,
исполнительные и судебные органы, которым
подчинены соответствующие местные органы.
Единые вооруженные силы;
· на его
территории действует одна конституция,
единая система
законодательства и одно гражданство;
· единая экономика (обязательная
для всех административно-территориальных
единиц общая денежная система, налоговая,
кредитная и финансовая политика);
· его составные
части (области, департаменты, округа,
провинции, графства) государственным
суверенитетом не обладают (нет своих
законодательных органов, самостоятельных
воинский формирований, внешнеполитических
органов и других атрибутов государственности);
· если на
его территории проживают небольшие по
численности национальности, то может
допускаться национальная и законодательная
автономия (Монголия с Баян-Уэнэйским
аймаком, Судан с Южным регионом);
· все внешние
межгосударственные сношения осуществляются
центральными органами, представляющими
страну на международной арене.
То, что составные части унитарного
государства не обладают суверенитетом,
не отрицает наличия у них известной, и
иногда и значительной самостоятельности.
По степени их зависимости от
центральных органов унитарное государство
может быть:
Централизованным- если во главе местных органов
власти стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены местные органы самоуправления.
Децентрализованным-если местные органы, пользуясь
значительной самостоятельностью, полностью
избираются населением.
Федеративное государство
Федеративное государство
(федерация) - (от позднелат. foederatio -
союз, объединение) форма государственного
устройства, при котором входящие в состав
государства федеральные единицы (субъекты
федерации) имеют собственные конституции,
законодательные, исполнительные и судебные
органы.
Данная форма государственного
устройства является также следствием
добровольного объединения нескольких
ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Основываясь на этом определении
федеративного государственного устройства
и учитывая всю его неоднородность в различных
странах, можно, тем не менее, выделить
наиболее общие черты, характерные для
большинства из них:
· территория федерации
состоит из территорий ее отдельных субъектов:
штатов, кантонов, земель, республик и
т.п.;
· верховная
законодательная, исполнительная и судебная
власть принадлежит федеральным государственным
органам. Компетенция между федерацией
и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией;
· субъекты
федерации обладают правом принятия собственной
конституции, имеют свои высшие законодательные,
исполнительные и судебные органы;
· существует единое
союзное гражданство и гражданство федеральных
единиц;
· основная
общегосударственная деятельность осуществляется
союзными государственными органами,
которые официально представляют федерацию
в межгосударственных отношениях (США,
ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
В зависимости от признаков
построения федераций их можно подразделить
на:
· территориальные
(союзное государство);
· национальные
(союз государств);
· территориально-национальные.
Основное различие между территориальными
и национальными федерациями состоит
в различной степени суверенности их субъектов.
Территориальная
федерация
Территориальная федерация
характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов
федерации:
· центральная
власть обладает верховенством по отношению
к высшим государственным органам членов
федерации. Конституционные нормы устанавливают
перечень вопросов, по которым только
союз может издавать нормативно-правовые
акты, а оставшиеся вопросы находятся
в ведении законотворческих органов субъектов
федерации. Например, в США исключительная
компетенция союза - международная и внешняя
торговля, чеканка монеты, объявление
войны, набор и содержание армии, учреждение
судов и др., а в компетенции штатов – проведение
выборов, внутренняя торговля, здравоохранение,
изменение конституций штатов, их органов
власти и управления и др.
· субъекты
федерации конституционно лишены права
прямого представительства в международных
отношениях;
· конституционное
законодательство не предусматривает,
а иногда и запрещает субъектам федерации
односторонний выход из союза;
· управление
вооруженными силами осуществляется союзными
государственными органами, а субъектам
федерации в мирное время запрещается
содержать профессиональные вооруженные
образования.
Национальная федерация
Национальная федерация характеризуется
более сложным государственным устройством
вследствие многонационального состава
ее населения. Можно выделить следующие
основные признаки большинства разновидностей
национальной федерации:
·...////субъекты федерации
- национально-государственные образования,
отличающиеся друг от друга национальным
составом населения и, соответственно,
его культурой;
· национальная
федерация строиться на принципе добровольного
объединения составляющих ее субъектов,
пользующихся одинаковыми правами, не
зависимо от размера территории и численности
населения;
· все субъекты
современной национальной федерации обладают
признаками государственного суверенитета
(свой парламент, президент, кабинет министров,
судебная система) и не теряют своего права
устанавливать дипломатические отношения
с любым другим государством, заключать
экономические политические и другие
договоры;
· ////высшие государственные
органы формируются из представителей
субъектов федерации для того, чтобы обсуживать
общенациональные интересы и в необходимых
случаях координировать их;
· в основе национальной федерации
лежит право наций на самоопределение,
т.е. право любой нации решать вопрос о
своей государственности.
Территориально-национальная
федерация
Существуют государственные
устройства, где органически сочетаются
признаки и территориальной, и национальной
федерации (Россия). Специфика такого государства
состоит в необходимости не только интегрировать,
но и дифференцировать интересы всех его
субъектов, как национальных, так и территориальных.
Конфедеративное
государство
“Конфедеративное
государство (конфедерация) - (от позднелат.
confoederatio - союз, объединение) форма государственного
устройства, при которой государства,
образующие конфедерацию, полностью сохраняют
свою независимость, имеют собственные
органы государственной власти и управления”.(Например:
Швейцария)
Данная форма государственного
устройства является также следствием
временного юридического союза суверенных
государств, созданного для обеспечения
их общих интересов.
В отличие от федеративного
государственного устройства конфедерация
характеризуется следующими чертами:
· нет ни
общих государственных органов власти,
ни единой армии, ни единой системы налогов,
ни единого государственного бюджета,
а специальные объединенные органы создаются
только для координации действий в определенных
целях (военных, внешнеполитических, экономических
и др.);
· сохраняется гражданство
членов конфедерации, хотя режим перемещения
граждан между их территориями значительно
упрощен;
· тем не менее, возможна
договоренность о единой денежной системе,
единых таможенных правилах, а также о
единой кредитной политике на период существования
конфедерации;
· конфедеративные
государства недолговечны, так как они
либо распадаются по достижении общих
целей (Германский союз 1815-1867гг., Австро-
Венгрия 1867-1918), либо превращаются в федерации
(США 1781-1787гг.)
Таким образом, конфедеративное
государственное устройство может служить
основой для образования суверенных унитарных
или федеративных государств.
Форма государственного
режима
“Форма государственного
режима - совокупность способов и методов
осуществления власти государством”.
В зависимости от демократизма
форм и методов осуществления государственной
власти режимы могут быть:
Таким образом, форма государства
может быть понята только в единстве трех
составляющих ее элементов: формы правления,
формы государственного устройства и
формы государственного режима. Следует
также учитывать непрерывно происходящие
в современном мире изменения, чтобы дополнить
изложенный выше материал новой информацией,
не забывая, тем не менее, исторического
смысла уже существующих понятий и стоящей
за ними реальности.
Список использованной
литературы
1. Хропанюк В.Н.
Теория государства и права: Учебное пособие
для высших учебных заведений /Под ред.
профессора В.Г. Стрекозова. - М.:”Дабахов,
Ткачев, Димов”. 1995.
2. Слободчиков Н.А.
Теория государства и права /в определениях
и схемах/: Учебное пособие. - Мн., 1995.
3. Канстытуцыя
Рэспублiкi Беларусь. - Мн.: Полымя, 1994.
4. Советский энциклопедический
словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд.
- М.: Сов. энциклопедия, 1989.
5. История государства
и права зарубежных стран. Ч.1./Под
ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова.
- М.: Изд-во МГУ, 1988.
6. Хрестоматия
по истории государства и права
зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского.
- М.:Юрид. лит., 1984.