Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 13:45, курсовая работа
Краткое описание
Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 I. Понятие формы государственного устройства………………………………5 II. Унитарное государство и федерация как виды формы государственного устройства: понятие, сравнительный анализ………………………………….11 III. Федерация и конфедерация: общее и особенное ……………………….....20 Заключение……………………………………………………………………….24 Список использованной литературы…………………………………………...25
Простое унитарное
государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).
Сложное унитарное
государство — имеет в составе одно или
несколько автономных образований, которые различаются на:
Территориальная
автономия — определённая часть унитарного
государства в месте компактного проживания
какой-либо народности, сложившаяся в
силу исторических, географических или
иных особенностей, которой передано право
самостоятельно решать часть вопросов
государственной важности. Например, возможность
формирования своих высших органов власти,
принимать свои законодательные акты,
вводить национальный язык наравне с государственным
(Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
Экстерриториальная
автономия — право самостоятельно решать
часть вопросов государственной важности
предоставлено этническим меньшинствам(например, в Словении таким правом пользуются итальянское
и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).4
Также в зависимости от степени
подчинения административно-территориальных
единиц унитарного государства центральным
органам власти выделяют:
В централизованных
унитарных государствах административно-территориальные единицы управляются назначенными центральными органами государственной власти чиновниками. Выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави).
Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются
и управляются населением, органам центральной
власти они прямо не подчинены, но подотчётны
(Великобритания, Швеция, Япония).
В децентрализованном унитарном
государстве в административно-территориальных
единицах нет назначенных центральной
властью чиновников управляющих этими
единицами. Управление осуществляется
выборными органами (Великобритания, Канада).
Должностные лица, как правило,
избираются населением или советами.
В децентрализованном государстве
контроль государственного правительства
осуществляется через бюджетное и финансово-кредитное
регулирование.5
Признаки унитарного
государства:
1. Единый для всего
государства учредительный нормативный
правовой акт (или совокупность
таких актов), нормы которого имеют
верховенство на всей территории
страны;
2. Единые для всей страны
высшие органы власти;
3. Единая система законодательства;
4. Единое гражданство;
5. Единая денежная единица;
6. Единый государственный
язык;
7. Составные части унитарного
государства не обладают суверенитетом.
Виды унитарных государств:
1. централизованные: во главе
местных органов государственной
власти стоят назначенные из
центра чиновники, которым подчинены
местные органы самоуправления (Туркменистан).
2. децентрализованные: местные
органы государственной власти
избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью
в решении вопросов местной
жизни (Испания).
Иногда также выделяют:
• государства с одной автономией,
• государства со многими автономиями
(например, Испания с автономными сообществами
(областями))
• государства с разноуровневыми
автономиями (например, Китайская Народная
Республика с автономными округами, автономными
уездами, автономными районами и особыми
административными районами).6
Отличительные признаки
унитарного государства
Вся полнота государственной
власти сосредоточена на уровне государства
в целом, территориальные части не имеют
самостоятельности;
Органы государственной власти
строятся в виде единой иерархичной системы
с подчинением одному центру (законодательный
орган имеет однопалатную структуру);
Одноуровневая система законодательства
(существует единая конституция на уровне
всей страны);
Наличие единого гражданства.7
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз)
— сложное, союзное государство, части
которого являются государственными образованиями
с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении
функций управления между центром и субъектами
федерации.
Отличительные признаки
федеративного государства
Предметы ведения и полномочия
разделены между государством в целом
(федерацией) и его составными частями
(субъектами федерации), существует также
совместная компетенция по отдельным
вопросам;
Двухуровневая система органов
государственной власти, в соответствии
с которой отдельно существуют федеральные
органы и органы субъектов федерации (парламент
на уровне федерации имеет двухпалатную
структуру — верхняя палата представляет
интересы субъектов федерации, кроме того
субъекты также формируют свои местные
парламенты);
Двухуровневая система законодательства
(конституция и законы существуют как
на уровне федерации, так и на уровне каждого
субъекта);
Наряду с общефедеральным гражданством
у субъектов федерации, как правило, есть
возможность устанавливать собственное
гражданство.
Виды федераций
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная
федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство,
составные части которого разделены по
национально-лингвистическому критерию
на основе проживающих в них различных
народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная
федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
Конституционно-правовой статус
России как федеративного государства
определяется Конституцией РФ и конституционными
законами, изданными на её основе и в её
развитие, а детализируется и реализуется
с помощью текущего (обычного) законодательства.
Важное значение для конституционно-правового
статуса России имеет также Федеративный
договор от 31.3.1992, применяемый в той части,
которая не противоречит Конституции
Ф, и Декларация о государственном суверенитете
РСФСР от 12.6.1990.
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная
федерация — федерация, образованная
в результате децентрализации унитарного государства, в основе
которого лежит специально принятая конституция
(Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
В зависимости от правового
статуса субъектов федерации выделяют:
Симметричная
федерация — субъекты обладают равным
объёмом полномочий и у них у всех одинаковое
правовое положение в рамках федерации.
Асимметричная
федерация — федерация, в которой одни
субъекты имеют более высокий статус,
чем другие и, как следствие, обладают
большим объёмом полномочий.
Симметричная федерация
с элементами асимметрии — связано с наличием в составе
федерации различных автономных
образований.
В зависимости от соотношения
объёма полномочий федерации и её субъектов:
Централизованные — федерация обладает большим
объёмом полномочий, определённых достаточно
подробно, чем субъекты.
Децентрализованные — определён достаточно подробно
круг полномочий субъектов, все иные полномочия
по остаточному принципу являются федеральными.
В зависимости от характера
связи федерации и её субъектов:
Дуалистические — в конституциях определяются
только вопросы исключительного ведения
отдельно федерации и субъектов.
Кооперативные — кроме вопросов исключительного
ведения федерации и субъектов, также
определяются вопросы их совместного
ведения.8
В отличие от унитарного государства
федерация сложна и многолика и в каждом
конкретном случае обладает уникальными
специфическими особенностями.
Федерация представляет собой
сложное государство, состоящее из государственных
образований, обладающих юридической
и определённой политической самостоятельностью.1 Субъекты, составляющие федеративное
государство, имеют собственное административно-территориальное
деление.
Федеративные государства,
в отличие от унитарных, обладают следующими
характерными чертами:
1. В них существуют
две системы органов высшей
государственной власти – федеральные
и субъектов федерации, которые
формируются отдельно путём их
избрания населением, соответственно,
всей страны или субъекта федерации
и которым подчинены соответственно
другие федеральные органы или
органы субъекта федерации.
В унитарных государствах высшие
государственные органы одни. Они называются
центральными или главными. Все остальные
органы на всей территории страны подчинены
им.
2. Субъекты федерации
обладают учредительной властью,
то есть правом принятия собственной
конституции или иного основного
закона, определяющего структуру высших
органов власти субъекта федерации, регулирующего
порядок их взаимоотношений и деятельности.2
В унитарных государствах одна
конституция, которая и определяет характер
и структуру центральных органов.
3. Субъекты федерации
являются государственными образованиями
и обладают определённым суверенитетом.
Однако их суверенитет не полный,
не такой, как у самостоятельных
государств, а ограничен суверенитетом
федеративного государства. Это
обстоятельство выражается в
том, что компетенция между центральными
федеральными органами и органами
субъектов федерации разграничена
федеральной конституцией. При этом
субъект федерации в пределах
своей компетенции принимает
независимо от центра самостоятельные
решения. Данное обстоятельство
свидетельствует о том, что в
пределах этих полномочий субъекты
Федерации суверенны в законодательной,
исполнительной и судебной сферах
своей деятельности.
В унитарных государствах административно-территориальные
образования никаким суверенитетом не
обладают.
4. Субъекты федерации
имеют свои системы законодательства
и судебных органов. Система законодательства
субъекта федерации складывается
из нормативных правовых актов,
принятых законодательными и
иными органами данного субъекта
федерации в пределах их компетенции.
К примеру, судебная система субъекта
Российской Федерации состоит
из конституционного или уставного
суда субъекта федерации и
мировых судей.
В унитарном государстве система
законодательства и судебная система
едины на всей его территории.
5. В федеративном государстве,
как правило, двухпалатный парламент.
При этом одна палата избирается
всем населением страны, а другая
– формируется из представителей
субъектов федерации.
В унитарном государстве парламент,
как правило, однопалатный.1
6. В федеративном государстве
существуют две системы государственных
налогов – федеральная и налоговая
система субъектов федерации, и
соответственно формируются два
государственных бюджета.
В унитарных государствах одна
система государственных налогов и один
государственный бюджет.1
По мнению некоторых учёных,
федерации бывают симметричными и несимметричными.
При этом под симметричными федерациями
понимаются такие, в которых субъекты
федерации образуются по одному основанию,
например национальному или административно-территориальному,
и являются равноправными. Такими федерациями
являются США, ФРГ.