Форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5
Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
Историческое развитие формы государства………………………………..7
Форма правления и политический режим…………………………………10
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13
Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
Унитарное государство………………..……………………………………..14
Федеративное государство………..…………………………………………15
Конфедерация………………….……………………………………….…….16
Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19
Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы……………………...........37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории государства и права.docx

— 72.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Теория  государства и права

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

СТУДЕНТА 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

НА  БАЗЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Тема: Формы государственного устройства

 

 

Исполнитель:  Ковалевский Илья Иванович

группа 122

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012 год

Содержание

 Введение……………………………………………………...……………………3

Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5

    1. Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
    2. Историческое развитие формы государства………………………………..7
    3. Форма правления и политический режим…………………………………10

Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13

    1. Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
    2. Унитарное государство………………..……………………………………..14
    3. Федеративное государство………..…………………………………………15
    4. Конфедерация………………….……………………………………….…….16

Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19

    1. Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19

3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников и литературы……………………...........37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во все  исторические периоды существования  государств их форма оказывала определяющее влияние на становление и развитие того или иного государства.

Тема  данной курсовой работы является актуальной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, наличием в Российской Федерации существенных проблем в территориальном устройстве, острой необходимостью эти проблемы решить уже в ближайшие годы.

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма  правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический  режим характеризует, как, какими способами осуществляется государственная власть в конкретном обществе,  форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Это последнее - территориальное устройство и будет основным объектом рассмотрения данной курсовой работы.

Система территориальных составных частей (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства. Проблемы территориального устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государств, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями  в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Разумеется, государство - это не просто совокупность его территориальных образований, но без этой структуры нормальное функционирование государства не возможно.

Цель данной курсовой работы  раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать  значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.

Для достижения целей курсовой работы считаю необходимым решить следующие  задачи:

- раскрыть понятие «формы государства»;

- охарактеризовать основные формы  государственного устройства;

- разобрать основные принципы построения Российского государства, как федерации;

- выявить проблемы федеративного  устройства в нашей стране  и рекомендовать пути их решения.

При написании курсовой работы автором  использовались: действующая на 1 ноября 2012 года база нормативно – правовых актов Российской Федерации, учебная и научная литература, электронные ресурсы сети «Интернет». 

 

 

 

 

Глава 1. Форма государства

 

1.1 Общее понятие  формы государства

 

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления  государственной власти.

В учебнике под редакцией В.Д. Перевалова под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима1.

Из приведенного определения следует, что форма  государственного устройства является одним из выражений организации  государственной власти. Более подробно формы государственного устройства мы рассмотрим во второй главе.

Кроме государственного устройства форма государства выражается в форме правления и политического (государственного) режима.

Вообще, характеристики форм власти настолько важны, что подчас одна и та же страна (например, Россия), поменявшая форму правления, выглядит как два разных государства – одно до смены правления, а другое – после. Действительно, что общего было у царской России с большевистским Советским Союзом?

Вот почему одна из важнейших и конкретных политических характеристик любой страны – ее форма правления (или форма государства), суть которой – в чьих руках сосредоточена государственная власть.

Форма государства является непосредственным выразителем сущности и содержания государства. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки  зрения его сущности означает выявить  волю и интересы, каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь  выражает и защищает. Рассматривать  государство под углом зрения содержания означает установить, как  и в каких направлениях, оно  при этом действует. Изучить же государство  с точки зрения его формы, –  это значит, в первую очередь, изучать  его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной  власти.

Формы государства, так же, как его  сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и  навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социальных, политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государство»2.

В реальной жизни наблюдается необычайное  разнообразие форм государства. Каждое государство по своему закрепляет систему  государственных органов, их полномочия и связи друг с другом и населением. Так все современные государства  имеют представительные (законодательные) органы, однако вряд ли найдутся хотя бы два полностью идентичных органа. Парламент Франции состоит из двух палат, законодательная деятельность которых значительно ограничивается деятельностью правительства. Парламент  Италии также состоит из двух палат, но имеет более широкие законодательные  полномочия по сравнению с парламентом  Франции и к тому же, избирает президента республики. Парламент Греции также избирает президента, имеет широкие полномочия в сфере законотворчества, но является однопалатным.

На форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства.

В современных условиях активная борьба граждан за свои права сказывается на политическом режиме государства, на способах осуществления государственной власти и ее взаимодействии с населением.

Форма государства не может не учитывать  и национальный состав населения, стремление отдельных наций и народностей  иметь собственное государственное  образование. Федерация является одним  из способов удовлетворения потребностей отдельных наций и народностей  в автономии, предоставляет им право  самостоятельного решения вопросов, определяемых конституцией страны или  специально заключенным договором  между субъектами федеративного  государства.

Форма государства в известной  степени зависит от традиций в  истории развития страны, а также  от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения  по основополагающим вопросам жизни  и деятельности государства и  общества.

На форму государства заметное влияние оказывают идеологические установки политических партий и социальных слоев, осуществляющих государственную власть, позитивный опыт других государств, а также научные разработки проблем организации и деятельности государства.

 

 

1.2 Историческое развитие  формы государства

 

За всю историю развития государства  и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы  и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что  идеальной формой правления «идеального  государства» как государства «лучших  из благородных» является «законная  власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась  «законная монархия» – царская  власть и «незаконная» – олигархия.

Платон создал целое учение о  динамике государственной жизни  и смене, в силу испорченности  человеческой натуры, ее форм. Идеальное  государство и его аристократическая  форма, согласно этому учению, не могут быть вечными. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель – ученик Платона и вместе с тем его  критик. Рассматривая форму государства  как систему, олицетворяемую верховной  властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли  в исследовании форм государства  развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.3

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и  правления, развивались не только в  Древней Греции и Риме, но и в  других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования  и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия.

На протяжении истории форма  государства подвергалась различным  изменениям под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии  «форма государства». В современной  науке под формой государства  понимают особенности внутренней организации  государства, порядок образования  и структуру органов государственной  власти, территориальное распределение  власти и характер взаимоотношений  центральной и местной властей, методы осуществления управленческой деятельности государства.

Информация о работе Форма государственного устройства