Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5
Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
Историческое развитие формы государства………………………………..7
Форма правления и политический режим…………………………………10
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13
Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
Унитарное государство………………..……………………………………..14
Федеративное государство………..…………………………………………15
Конфедерация………………….……………………………………….…….16
Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19
Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы……………………...........37
Для отечественного государствоведения и правоведения 60–70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы государственного режима. Данное глубоко обоснование мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.
Таким образом, форма государства,
будучи объективной, по своим исходным
основам – закономерностям
1.3 Форма правления и политический режим
Форма правления – система
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
– как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
– какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
– как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
– в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Существуют две основные формы правления – монархия и республика.
Монархия – эта такая форма
правления, при которой верховная
государственная власть формально
или реально принадлежит
Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.
Согласно принятой в 1993 году Конституции Российская Федерация является президентской республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право быть председателем на заседании Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее проекты законов, может распустить ее и т.д. Кроме того, Президент РФ руководит внешней политикой и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России. Необходимость наделения Президента РФ такими большими полномочиями, по моему мнению, объясняется сложностью переходного периода, переживаемого страной.
С формой государства тесно связан
политический режим, значение которого
в жизнедеятельности той или
иной страны исключительно велико.
Политический режим – совокупность
способов и методов осуществления
государственной власти. Изменение
политического режима (даже если форма
правления и форма
Нельзя оценивать государство только с позиций форм государственного правления и устройства. Привлечение категории политического режима дает наиболее полное представление о конкретном государстве. И тогда, например, оказывается, что монархия и унитарное государство с демократическим режимом для личности предпочтительнее, чем федеративная республика с тоталитарным антидемократическим режимом.
Характеристика политического режима зависит от многих факторов: способов формирования органов государственной власти, взаимоотношений между ними, роли права в жизни общества, степени участия граждан в управлении государством и реальности их прав и свобод, способов разрешения социальных и политических конфликтов. В зависимости от методов, применяемых государством для осуществления политической власти различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки
2.1 Понятие формы государственного устройства и их виды
Территория государства
Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
Итак, форма государственного устройства
– это национальное и административно-
Форма государственного устройства раскрывает
внутреннее строение государства, его
деление на составные части –
административно-
Форма государственного устройства тесно
связана с территориальным
При имеющемся многообразии форм государственного устройства, выделяют следующие формы: унитарное государство, федерация и конфедерация.
2.2 Унитарное государство
Унитарное государство (от лат. unitas – единство) представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией.
Большинство унитарных государств
имеют административно-
Как правило, унитарные государства имеют небольшую территорию и относительно однородный состав населения. Унитарное государство примечательно единством власти, территории и населения.
В унитарном государстве
Унитарное государство имеет один центр управления делами общества, и в этом отношении оно выгодно отличается от государств, имеющих иные формы государственного устройства. В то же время управление, исходящее из единого центра, имеет свои недостатки. Оно не может учитывать всех особенностей территорий и может принимать решения, которые не в полной мере соответствуют специфическим условиям отдельного региона, особенно если в нем проживают лица некоренной национальности.
2.3 Федеративное государство
Федерация – соединенное, сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.
Входящие в состав федерации
субъекты могут называться различным
образом – земли, штаты, края, автономные
образования. Федерации образуются
не только в целях решения национального
вопроса. Например, земли в Германии,
штаты в США образованы без
какой-либо связи с проживающими
на их территории национальностями или
народностями. В составе Российской
Федерации имеются субъекты, образованные
по национальному признаку (республики,
автономные округа, автономная область),
и субъекты, образованные по административно-
Взаимоотношения федерации и ее субъектов являются достаточно сложными. Как целостное государство федерация имеет единые для всего государства федеративные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, армию, прокуратуру. В свою очередь каждый субъект федерации выступает самостоятельным государственным образованием, имеющим собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, которые по определенной части вопросов могут принимать решения и действовать независимо от федеральных органов и федеральных законов.5
Две параллельно действующие системы органов могут действовать успешно лишь при условии четкого распределения между ними предметов ведения и полномочий.
Распределение
полномочий устанавливается в федеральной
конституции или договоре. Конституция
в федерациях может быть изменена
только при согласии субъектов федерации.
Распределение полномочий устанавливается
следующим образом: одна часть полномочий
– это исключительная компетенция
центральных органов; другая – это
компетенция субъектов
В настоящее
время в мире существуют около 30
федеративных государств (почти все
крупные государства или
2.4 Конфедерация
Исторически известна и такая форма
объединения государства, как конфедерация,
сочетающая признаки международно-правовой
и внутригосударственной
Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Конфедерация обычно создается на основе договоров о ее создании. Субъекты конфедерации сохраняют право выхода из нее. Единое гражданское законодательство, единая судебная система в конфедерациях отсутствуют. Органы конфедерации главным образом координируют, направляют в общее русло деятельность членов в той или иной сфере. При этом могут создаваться представительные органы, исполнительные органы, в которые члены конфедерации делегируют своих представителей. В органы конфедерации население непосредственно представителей не избирает, общее гражданство отсутствует. Те или иные вопросы обычно решаются путем консенсуса – всеобщего согласия представителей всех членов конфедерации. Члены конфедерации могут объединять свои усилия, деятельность в военной, таможенной, дипломатической, экономической и т.д. сферах. Органы конфедерации могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств – членов конфедерации одобрят их и придадут им общеобязательное значение.
Как показывает история, конфедерации
являются весьма неустойчивым образованием,
способным распадаться при