Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства, проанализировать значимость этих форм, а также выявить основные проблемы государственного устройства Российской Федерации и высказать предложения по их решению в нашей стране.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. Форма государства…………..………………………………………….5
Общее понятие формы государства…………………………..…………….5
Историческое развитие формы государства………………………………..7
Форма правления и политический режим…………………………………10
Глава 2. Формы государственного устройства: их виды, признаки……...…..13
Понятие формы государственного устройства и их виды……..………….13
Унитарное государство………………..……………………………………..14
Федеративное государство………..…………………………………………15
Конфедерация………………….……………………………………….…….16
Глава 3 Российское государство, как федерация, принципы ее построения..19
Принципы построения Российского государства, как федерации……..…19
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения………………..…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников и литературы……………………...........37
Следовательно,
по предметам ведения РФ к полномочиям
федеральных органов
Исключительность предметов ведения РФ выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
Поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять по предметам ведения РФ лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.
Статьей
72 Конституции РФ также определены
предметы совместного ведения Российской
Федерации и субъектов
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральные
законы не могут противоречить
Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Конституционно федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.
Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.
Право на
самоопределение оправданно, когда
конкретный народ или народы подвергаются
угнетению или дискриминации
по национальному признаку, вследствие
чего граждане не имеют возможности
реализовывать свои права и пользоваться
свободами, принадлежащими им в соответствии
с общепризнанными нормами
Как известно, многие народы, проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ.
Закрепленный частью 3 статьи 5 Конституции РФ принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.
Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенному государству.
Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».
Данный федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
ФЗ «О
гарантиях прав коренных малочисленных
народов Российской Федерации» в
соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами
РФ устанавливает правовые основы гарантий
самобытного социально-
РФ, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Наряду
с федеральным
3.2 Основные проблемы федеративного устройства в России и пути их решения
В Российской Федерации с ее огромной территорией, ее многонациональным населением, наличием существенных различий в социально-экономическом развитии регионов проблемы территориальной организации государственной власти выступают в числе острейших в теории и практике государственного строительства.
Хотя Россия согласно Конституции является федерацией, в ее политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется, прежде всего, в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том, что власти субъектов Федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию РФ и федеральное законодательство. Федеральный центр пытается отрегулировать свои отношения с субъектами Федерации с помощью сомнительной практики подписания специальных договоров и соглашений между центром и регионами. Эти документы носят конъюнктурный характер, зависящий от политических ситуаций и личностных факторов. Они разноплановы по содержанию и усиливают асимметричность федеративных отношений.
В нашей
стране очень важным является нахождение
и поддержание оптимального соотношения
между деятельностью
Как уже отмечалось, статьей 72 Конституции РФ определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. Предметы же непосредственного ведения субъектов Российской Федерации Конституцией РФ четко не определенны. Трудно назвать какие-нибудь более или менее значимые предметы исключительного ведения субъектов РФ, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов РФ федеральному законодательству.
Решением указанной проблемы может стать дополнение статьи 73 Конституции РФ, которое бы раскрывало четкий перечень полномочий субъектов Российской Федерации.
Для Российского государства необходимо найти такую форму государственного устройства, которая бы обеспечила гармоничное развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов Российской Федерации.
В настоящее время, по моему мнению,
в Российской Федерации баланс между
центром (верховными органами государственной
власти) и регионами (органами государственной
власти субъектов РФ) поддерживается
в большей степени благодаря
чрезмерно широкому объему властных
полномочий Президента РФ. Но такая
ситуация не может оставаться вечной,
так как демократические
В современной России только законодательная власть субъектов РФ не зависит от Центра, но находится под сильным влиянием главы региона. Что касается судебной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то они в своем подавляющем большинстве находятся в федеральном подчинении, что также является предметом постоянных трений между центром и регионами.
По моему
мнению, в настоящее время
в Российской Федерации необходимо
создать все условия для
В соответствии
с действующей Конституцией РФ в
основе государственного устройства России
лежат два противоречивых принципа:
национально-территориальный (республики,
автономная область, автономные округа)
и административно-
Нигде в мире не было, нет и вряд ли, будут федерации с таким количеством разноплановых по своему внутреннему содержанию субъектов.6
Как отмечалось выше Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.
В то же время между субъектами Российской Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:
1. Республика
является государством в
2. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ за республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы.
3. Республики
в составе РФ самостоятельно
определяют систему своих
4. Только
республики наделены правом
Конституционный
статус субъектов Российской Федерации
ведет к национальному
По моему
мнению, высшим органам государственной
власти Российской Федерации надо стремиться
к созданию условий для уравнивания полномочий
субъектов Российской Федерации, например,
законодательно уравнять статус республики
и области. Необходимо постепенно уходить
от национально – территориального деления
нашей страны. При всем при этом национальные
автономии должны поддерживаться государством,
но не обязательно они должны являться
отдельными субъектами РФ. Я считаю, что
федеративное устройство в нашей стране
должно строиться в основном на административно-
Уровень социально-экономического развития российских регионов очень отличается. Регионы РФ подразделяются на дотационные регионы и регионы-доноры. Регионы-доноры перечисляют большую часть своих доходов в федеральный бюджет и требуют равенства с другими субъектами РФ. По моему мнению, разумное укрупнение (слияние) регионов в нашей стране могло бы существенно снять ряд противоречий, возникающих между регионами, между регионами и центром. Одним из решений проблемы могло бы стать слияние регионов-доноров с дотационными регионами. Например, слияние региона-донора Самарской области и ее «не богатого соседа» Ульяновской области. Кроме того, процесс укрупнения регионов РФ позволит постепенно отойти от национально-территориального принципа федеративного устройства и тем самым окончательно уровнять все регионы нашей страны. Например, объединение Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами; объединение Алтайского края и Республики Алтай; вхождение Республик Тыва и Хакасия в состав Красноярского края.