Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 07:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.
Для написания работы была использована учебная литература по курсу «Теория государства и права». Можно отметить, таких авторов учебников как: Чиркин В.Е.[1], Кузнецов И. А.[2], Мальцев Г.В.[3], Четвернин В.А.[4], Алексеев С.С.[5].
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие формы государства…………………………………………………..4
2. Формы правления……………………………………………..………………..7
2.1. Монархические формы правления …………………………….…………7
2.2. Республиканские формы правления……………………………..……….9
3. Форма государственного устройства. …………………………...………….13
3.1.Унитарное…………………………………………………..……….…….13
3.2. Федеративное……………………………………………………....….…16
3.3. Конфедеративное………………………………………………….…..…19
4. Форма политического режима. ……………………………..………….……22
4.1. Демократический………………………………………………….….…22
4.2 Тоталитарный…………………………………………………..…….…25
4.3 Авторитарный……………………………………………………..…….25
Заключение. ………………………………………………………………..…....27
Список используемой литературы. …………………………………………....29
Таким образом, республика как форма правления отличается следующими признаками:
— выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
— наличием выборного на определенный срок главы государства;
— производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
— юридической ответственностью главы государства.
В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и смешанного типа[17].
Президентская республика (США, Мексика, Казахстан и др.) имеет юридически отличительные черты. Избираемый на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует
должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).
Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчиненных только ему министров. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации президентской формы правления:
а) суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии). Президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.
б) президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак). Президент выполняет свои функции пожизненно.
в) милитарно-президентская республика. Вся власть принадлежит военному (революционному) совету.
Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.
Республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Для нее характерно то, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств[18].
3. Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства — это административно-
Форма государственного устройства показывает, из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Таким образом, форма государственного устройства — это национальное и административно-
3.1 Унитарное государство.
Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas — единство) — самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности. Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-
Таким образом, унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-
2. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
3. Унитарное государство, населенное небольшими по численности национальностями, широко допускает национальную и законодательную автономию.
4. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.
5. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
6. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным.
Итак, унитарное государство — это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-
В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты, но все они обладают единством следующих признаков:
1. Отсутствие в составе государства территорий, обладающих государственностью, суверенитетом. В унитарных государствах только один субъект обладает государственностью — само государство. Оно является единым политическим центром общества, только ему присущ государственный суверенитет.
2. Действие единой системы высших государственных органов. В унитарных государствах высшими органами государственной власти являются только центральные политические учреждения: глава государства, правительство, парламент, верховные судебные инстанции. Представительные же и административные учреждения территорий не относятся к числу высших государственных органов.
3. В унитарном государстве действует единая система законодательства. Только акты центральных органов власти имеют ранг закона — акта высшей юридической силы. Этот принцип не исключает права местных органов осуществлять правовое регулирование по вопросам, имеющим локальное значение. Вместе с тем их акты являются подзаконными, издаются в пределах компетенции, установленной государством, и не могут противоречить законам.
4. Унитарная форма устройства государства ограничивает права территорий и их органов преимущественно решением местных дел неполитического характера.
5. Унитарные государства всегда в своих основных законах закрепляют принцип единства и неделимости территорий.
6. В унитарном государстве устанавливается единое гражданство. Никакие автономные или территориальные образования не имеют право вводить свое гражданство помимо общегосударственного.
Основную проблему преодоления центробежных тенденций в государственном развитии унитарные страны решают с помощью образования автономий. Автономия — это наделение территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления.
Унитарным государствам присуща еще одна особенность - это структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Несмотря на сильное действие центробежных сил унитарные государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства[22].
3.2 Федеративное государство.
Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Федеративное государство представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24 федерации.
Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальн
Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента.
Федерации различаются:
1. В зависимости от роли национального фактора в определении структуры федерации, — федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Российская Федерация, Швейцария, Канада).
2. Конституционные — федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями) (США, Канада, Бразилия), договорные — объединения ранее самостоятельных государственных образований (Швейцария, ОАЭ) и конституционно-договорные (Российская Федерация);
3. Централизованные (Индия, где все штаты, кроме одного, не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (США, ФРГ, Российская Федерация и т.д.).
4. Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия) и асимметричные федерации — объем полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США)[24].
Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую, федерацию:
— добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию,
— равноправие субъектов федераций, независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала,
— плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами,
— широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах,
— соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями[25].
Наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п.
2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.