Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Задачи курсовой работы:
• изучить формы государства;
• рассмотреть формы правления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА .............................................................5
2 ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА...........................................................6
2.1 Форма государственного правления................................................................6
2.1.1 Монархическая форма правления ................................................................7
2.1.2 Республиканская форма правления..............................................................8
2.2 Форма государственного устройства............................................................10
2.2.1Унитарное государство ................................................................................10
2.2.2 Федерация.....................................................................................................11
2.2.3 Конфедерация...............................................................................................12
2.2.4 Другие формы государственного устройства ...........................................13
2.3 Политический режим .....................................................................................16
2.3.1 Демократический режим ............................................................................18
2.3.2 Тоталитарный режим ..................................................................................20
2.3.3 Авторитарный режим ..................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 53.64 Кб (Скачать файл)

 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

 

ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ  И ПРАВО»

КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Теория  государства и права»

на тему: «Форма государства»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 

заочной формы обучения

факультета УП, специальность 03.05.01

Труханова И.В.

Проверила: доцент, к.ю.н.

Шеяфетдинова Н. А.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА  .............................................................5

2 ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА...........................................................6

2.1 Форма государственного  правления................................................................6

2.1.1 Монархическая форма  правления ................................................................7

2.1.2 Республиканская форма  правления..............................................................8

2.2 Форма государственного  устройства............................................................10

2.2.1Унитарное государство  ................................................................................10

2.2.2 Федерация.....................................................................................................11

2.2.3 Конфедерация...............................................................................................12

2.2.4 Другие формы государственного  устройства ...........................................13

2.3 Политический режим  .....................................................................................16

2.3.1 Демократический режим  ............................................................................18

2.3.2 Тоталитарный режим  ..................................................................................20

2.3.3 Авторитарный режим  ..................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ...........................................28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В теории государства и  права рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования особой формы общественной жизни человека – государства. Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки.

Государство это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все  общество, выступающая его официальным  представителем и опирающаяся в  необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая  обществом система государство  обладает внутренней структурой, имеет  специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления  деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны  и взаимозависимы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что  такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы  к определению понятия и содержания формы государства.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, позволяющих  дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла  систематизация проявления признаков  государства, и его форма стала  рассматриваться как единство формы  правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Актуальностью данной курсовой работы является то, что проблема изучения формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Целью является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Задачи  курсовой работы:

    • изучить формы государства;
    • рассмотреть формы правления;
    • иметь общее представление о формах государственного устройства;
    • понять изучения формы государственного режима.

 

 

1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

Категория «форма государства» означает, кто и как правит в  обществе, как устроены и как действуют  в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть с помощью каких  приемов и методов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые  отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью  которых они весьма существенно  отличаются друг от друга.

От формы государства  в значительной мере зависит и  политическая жизнь в обществе, и  устойчивость государственных институтов.

Форма государства – это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим 1.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса  между буржуазией и феодалами  возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для  федеративного устройства государства2.

 

2 ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВА

 

Элементами формы государства  являются:

    1. форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
    2. форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами;
    3. политический (государственный) режим – представляет собой систему методов, способов, средств осуществления государственной власти. В зависимости от набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих3.

2.1 Форма государственного  правления

Форма государственного правления – это  элемент формы государства, характеризующий  организацию верховной государственной  власти, порядок образования ее органов  и их взаимоотношения с населением4.

К верховной государственной  власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный  орган, правительство.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется власть одним  лицом или принадлежит коллективному  выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма  правления, во втором республиканская.

2.1.1 Монархическая  форма правления

Монархия  – это форма правления, при  которой власть полностью или  частично сосредоточена в руках  единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д5.

Признаки монархии:

  1. власть передается по наследству;
  2. осуществляется бессрочно;
  3. не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствует представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. В современном мире к странам с ограниченной монархией относятся Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.

Хотя ряд современных  государств с монархической формой правления  приняли конституции  и сформировали парламенты (например, Бахрейн, Катар, Кувейт), по существу, они  продолжают оставаться абсолютными, поскольку  конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные  прерогативы. Такая форма монархия называется дуалистической6.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме  она сохраняется и сегодня  почти в трети стран мира.

2.1.2 Республиканская  форма правления

Республика  – это форма правления, при  которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей  и представительного органа7.

Признаки республики:

    1. выборность власти;
    2. ограниченность срока полномочий власти;
    3. зависимость от избирателей

В зависимости от того, кто  формирует правительство, кому оно  подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные. В президентских  республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия) именно президент  выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль  и т.д.) – парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия)– совместно президент  и парламент.

В президентской  республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда они нарушил конституцию, совершил преступление). Президент в свою очередь наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

В парламентской  республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения вотума недоверия правительству.

Информация о работе Формы государства