Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных понятий, терминов, разновидностей форм государства.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
дать определение формы государства;
раскрыть понятие и виды форм государственного правления;
рассмотреть понятие и виды форм государственного устройства;
рассмотреть виды политических режимов;
исследовать форму российского государства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государства
1.1. Понятие и признаки формы государства
1.2. Структура формы государства
Глава 2. Форма государственного правления
2.1. Понятие, свойства и виды монархии
2.2. Понятие, свойства и виды республики
2.3. Особенности формы правления современной России
Глава 3. Форма государственного устройства
3.1. Понятие и виды государственного устройства
3.2. Особенности формы государственного устройства современной России
Глава 4. Политический режим
4.1. Понятие и виды политического режима
4.2. Политический режим РФ
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа на тему
Формы государства
2010 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государства
1.1. Понятие и признаки формы государства
1.2. Структура формы государства
Глава 2. Форма государственного правления
2.1. Понятие, свойства и виды монархии
2.2. Понятие, свойства и виды республики
2.3. Особенности формы правления современной России
Глава 3. Форма государственного устройства
3.1. Понятие и виды государственного устройства
3.2. Особенности формы государственного
устройства современной
Глава 4. Политический режим
4.1. Понятие и виды политического режима
4.2. Политический режим РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом. Я считаю, что тема «Формы государства» является актуальной на сегодняшний день. Содержание и форма – это парные философские категории, которые используются всеми науками для описания предмета их изучения. По содержанию того или иного явления понимают то, из чего оно состоит. Содержанием государства является сама властная деятельность. Под формой явления понимают то, как оно внешне выглядит. Под формой государства следует понимать основные черты организации государственной власти. Форма государства - это совокупность основных его характеристик, позволяющих кратко, но точно раскрыть политико-правовую сущность любого государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальную особенность, методы социальных отношений.
Многие ученые в своих трудах уделяют большое внимание этому вопросу. Ещё в Древней Греции и в Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются. Один из величайших мыслителей античности Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене её форм. А его ученик Аристотель считал форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве.
Значительное
внимание исследованию формы
государства уделяется в
Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных понятий, терминов, разновидностей форм государства.
Для достижения указанной цели были определены следующие задачи:
При написании работы были использованы такие методы, как общенаучные, частонаучные и специальные.
Системно-структурный метод
Функциональный метод
Частноправовые методы – приёмы и способы познания, выработанные той или иной юридической наукой. К ним относятся методы типологии права, метод прогнозирования и т.д.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается понятие, признаки и структура форм государства. Вторую главу я посветила видам и особенностям государственного правления. В третью главу вошли виды и особенности форм государственного устройства. В четвёртой даётся характеристика политического режима. В заключении приводятся выводы по курсовой работе.
Глава 1. Форма государства
Государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной.
Форма государства – это совокупность основных его характеристик, позволяющих кратко, но точно раскрыть политико-правовую сущность любого государства.
В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства. «В 60-70-х годах было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима»1. Данное мнение имеет место не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.
Форма государства всегда имеет непосредственную связь с государственной властью. «Российские авторы указывали на то, что «в современную эпоху» любое государство есть не что иное, как «организация государственной власти», выступающая в её различных формах и появлениях»2.
Форма государства является понятием, которое раскрывает устройство государственной власти с различных сторон:
Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента:
1) «Форма государственного правления – это комплексный конституционно – правовой институт, организация власти; структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними»3. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские. Формой правления является правовой статут главы государства (выборный и сменяемый – в республике, наследственный - в монархии).
2) «Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз»4. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
3) «Политический режим – это понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе; функциональная характеристика власти»5. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические режимы.
Таким образом, подводя итог первой главе хотелось бы подчеркнуть главное: форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Глава 2. Форма государственного правления
2.1. Понятие, свойства и виды монархии
Форма государственного правления – это характеристика государства, которая показывает кому, принадлежит власть и каковы пути приобретения государственной власти.
«Монархия (от греч. monarhia - единовластие, единодержавие) - это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству»6.
Юридические свойства монархии:
Сословно-представительная монархия – это власть монарха, неограниченная законом, однако в реальной жизни его власть довольно слабая и, принимая решения, он должен советоваться с сословно-представительным собранием.
Предпосылки для возникновения сословной монархии создавались с развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. «Следует отметить, что в условиях сословно-представительной монархии наряду с довольно сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, существовали различные органы, формировавшиеся из представителей духовенства, зажиточных слоёв городского населения, дворянства и обладавшие широкими полномочиями»7. В России такими органами были Земские соборы, в Англии – Парламент, во Франции – Генеральные штаты и т. д. Сословно-представительные органы ограничивали власть монарха, который вынужден был считаться с мнением и решениями составляющих их представителей духовенства и дворян.
«Абсолютная монархия – это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена»8. Она образовалась и функционировала в начальный период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества зачатков капитализма. Абсолютная монархия была последней формой существования феодальных государств. Монарх сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, устанавливает полный контроль над всей территорией страны, обладает правом наложения и взыскания всякого рода пошлин, налогов, штрафов, содержания постоянной армии и принудительного призыва на военную службу своих подданных, правом произвольного назначения на государственные должности и смещения с них, вынесение окончательных судебных приговоров или помилования.
«В.И. Ленин писал, что « самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа»9.
Ограниченная (конституционная) монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законодательством в пользу парламента. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Ей свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. «Все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит»10. В зависимости от соотношения сил между монархом и парламентом выделяют парламентарную и дуалистическую монархию.