Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие цели и задачи:
1. Подробно рассмотреть формы государства.
2. Проанализировать формы правления государства.
3. Выявить формы государственного устройства.
4. Рассмотреть политико-государственный режим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5
1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5
1.2. Структура формы государства……………………………………………............6
1.3. Причины многообразия форм государства……………………………………….7
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………...9
2.1. Понятие формы правления государства………………………………………….9
2.2. Виды формы правления государства…………………………………………….11
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17
3.1. Понятие формы государственного устройства………………………………….17
3.2. Виды формы государственного устройства……………………………………..18
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ…………………………21
4.1. Понятие политико-государственного режима…………………………………..21
4.2. Виды политико-государственного режима……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОТП.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА  ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5

 

1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5

1.2. Структура формы государства……………………………………………............6

1.3. Причины многообразия  форм государства……………………………………….7

 

ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА………………………………...9

 

2.1. Понятие формы правления  государства………………………………………….9

2.2. Виды формы правления  государства…………………………………………….11

 

ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17

 

3.1. Понятие формы государственного  устройства………………………………….17

3.2. Виды формы государственного  устройства……………………………………..18

 

ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  РЕЖИМ…………………………21

 

4.1. Понятие политико-государственного  режима…………………………………..21

4.2. Виды политико-государственного  режима……………………………………...22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения и правоведения является понятие  формы государства. Оно стало  предметом постоянного внимания ученных и мыслителей на протяжении многих сотен лет. Уже философы античной Греции (Платон, Аристотель, Полибий и др.), столкнувшись с самыми разнообразными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире попытались дать классификацию государств по специально разработанным критериям: кто и как правит в государстве, какие формы государства знает история; какая из известных форм государства наилучшим образом подходит для данного народа в данный период времени; что является главным в форме государства. [3; с.82]    

Под формами государства  понимаются формы правления, формы  государственного устройства и политический (государственный) режим. В истории  развития государств наблюдаются разнообразные  формы монархии и республики, унитарные  и федеративные государства, демократические  и антидемократические режимы и их различные виды. [13; с.124]

Для характеристики сущности государства особое значение имеют  философские категории содержание и форма. Содержание выражается в  основных направлениях деятельности государства  по решению стоящих перед ним  на том или ином этапе общественного  развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее  выражение содержания.

В настоящее время форму  государства рассматривают как  единство трех основных элементов - формы  правления, формы государственного устройства и политического режима.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной  государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой  и с населением.

 Политический (государственно  правовой) режим - это совокупность  приемов, способов и методов,  с помощью которых осуществляется  государственная власть.

Эта тема актуальна и в  наше время. Рассматривая данную тему, необходимо  учитывать динамическую изменчивость форм государства, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется  в разных государственно-правовых формах.

Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие  цели  и  задачи:

  1. Подробно рассмотреть формы государства.
  2. Проанализировать формы правления государства.
  3. Выявить формы государственного устройства.
  4. Рассмотреть политико-государственный режим.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

 

1.1. Понятие формы  государства

 

Одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения и правоведения является понятие  формы государства. Оно стало  предметом постоянного внимания учёных и мыслителей на протяжении многих сотен лет.

 Категория «форма государства»  непосредственно связана с категорией  «сущность государства» в основном  понятийном ряду теории государства  и  права. Существует несколько  определений.

Форма государства – это  организация и устройство государственной  власти, обусловленные его сущностью  и социальным назначением и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества. [5; с.84]

Форма государства – это  способ организации государственной  власти. [13; с.124]

Форма государства – это  совокупность существенных способов (сторон) организации власти, выражающих его сущность. [9; с.66]

Форма государства – это  устройство всеохватывающей политической организации господствующего класса (всего общества), призванное обеспечить ее стабильность и нармальное функционирование. [8; с.21]

Форма государства как  понятие раскрывает механизм, способы  «формообразования», организации и  функционирования государства, является в этом отношении научной, практически  истинной абстракцией. Вне анализа  этой стороны государства невозможно понимание способов реализации его  сущности. Эта чисто познавательная сторона категорий соответствует  и объективному положению – неразрывной  связи государства как организации  политической власти, выражающей как  общие, так и частные интересы экономически господствующих политических сил, стоящих у власти, со способами  его организации.

Теория государства и  права при помощи общего понятия  раскрывает свойства конкретных форм различных государств, а так же общее и особенное в этих формах. Поскольку государство представляет собой постоянно функционирующую  политическую организацию, то его форма  связана с определённым видом  государства как особого явления, представляющего динамическое единство содержания и формы. [9; с.52]

 

1.2. Структура формы  государства

 

Государство, как и любой  другой объект, предполагается рассматривать  также как  функциональную (динамическую) и организационную (статическую) систему, поэтому формой государства в  динамическом аспекте считается  политический режим, а в статическом  – форма правления и форма  государственного устройства. [9; с.66-67]

Существуют различные  точки зрения на понятие «форма государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления и  формы государственного устройства) [1; с.40], политический режим в этой ситуации рассматривается как явление, характеризующее сущность государства, или область методов осуществления классового господства.

Значительное влияние  на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его исторические традиции, характерность религиозных  воззрений, национальный менталитет, географические условия проживания и другие факторы. Специфику форм государства определяет также характер взаимоотношений  державы и его органов с  негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями). [12; с. 100]

Вопрос о форме государства  имеет не только теоретическое, но и  первостепенно практическое значение, особенно в условиях осуществления  крупных социально-экономических  и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка.

Форма государства по общему признанию охватывает собой три  элемента: форму правления, форму  государственного устройства и политико-правовой режим. Таким образом, форма государства  – это сложная, причудливо переплетённая  совокупность его признаков, сформировавшихся под воздействием объективных и  субъективных причин, отличающих одно государство от другого. [5; с.84]

 

1.3. Причины многообразия форм государства

 

 Причины многообразия  форм государства различны. Форма  государства зависит от типа  государства. Однако нет четкого  соотношения между типом и  формой государства. С одной  стороны, в пределах одного  и того же типа государства  могут встречаться различные  формы организации и деятельности  государственной власти, а с другой  – государства различного типа  могут облекаться в одинаковую  форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государства. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им. [12; с. 100]

Например, феодальному государству  наиболее присуща монархия, буржуазному  – республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.

Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил. Превалирование демократических  сил ведёт к установлению республики, демократических режимов. Победа реакционных, антидемократических сил ведёт  к установлению антидемократических  государственных режимов.

Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражения  в войнах. Поражение Японии во второй мировой воине и оккупация  её войсками США, под давлением последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях – это тенденция к ликвидации антидемократических форм.

 На федеративное устройство  важное влияние оказывает национальный  состав страны. Мононациональное  общество тяготеет к унитарному  государству. Страны многонациональные,  с компактным проживанием на  определённой территории разных  национальностей – к федеративному  устройству.

Несомненно, влияние на форму государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с её традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Традиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия в Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.

Сказывается на форму правления, также и идеологический фактор. Например, исламистская религиозная идеология обуславливает такую форму правления, при которой светское руководство государства является одновременно и духовным лидером, совмещающие в себе светскую и духовную власть. Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.

 

ГЛАВА 2. ФОРМА  ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

2.1. Понятие формы  правления государства

 

Форма правления характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношение друг с  другом и населением, т.е. эта категория  показывает, кто и как правит в  государстве

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. [12; с.100]

 Таким образом, во-первых форма правления — это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней; а, во-вторых, форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

 Основным в понятии  формы правления является организация  верховной власти государства  и порядок ее образования. Главным,  определяющим признаком является  правовой статус главы государства  (выборный и сменяемый в республике, наследственный — в монархическом  государстве). [12; с.101]

 В обществах, не  связанных экономическими узами  обмена и вынужденных объединяться  посредством централизованной государственной  власти, естественной формой правления  представляется монархия. Там, где  форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами — собственниками, характерна республиканская форма правления.

Информация о работе Формы государства