Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:56, курсовая работа
Изучая устройство государства, я поставила пред собой следующие цели и задачи:
1. Подробно рассмотреть формы государства.
2. Проанализировать формы правления государства.
3. Выявить формы государственного устройства.
4. Рассмотреть политико-государственный режим.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА………………...5
1.1. Понятие формы государства……………………………………………………....5
1.2. Структура формы государства……………………………………………............6
1.3. Причины многообразия форм государства……………………………………….7
ГЛАВА 2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА………………………………...9
2.1. Понятие формы правления государства………………………………………….9
2.2. Виды формы правления государства…………………………………………….11
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………………..17
3.1. Понятие формы государственного устройства………………………………….17
3.2. Виды формы государственного устройства……………………………………..18
ГЛАВА 4. ПОЛИТИКО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ…………………………21
4.1. Понятие политико-государственного режима…………………………………..21
4.2. Виды политико-государственного режима……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….29
Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего, может быть падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имело своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).
Наука, фиксируя реально
возникающие в истории формы
правления, выработала
Существовали и другие
классификации. Монтескье,
Деление форм правления
зафиксировал Геродот. Оно
Современная юридическая наука различает две формы правления: монархию и республику. К категории монархии относят не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права, и свободы грубо нарушаются, т.е. как монархии, так и республики могут быть реальными и номинальными. [7; с.88]
2.2. Виды формы правления государства.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие, единодержавие) – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана, фараона и т.п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти; и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству. Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).
Сегодня в мире насчитывается
28 монархий, а формально более 40,
т.к. в ряде стран Содружества, возглавляемого
Великобританией, – Канаде, Новой
Зеландии, Барбадосе и других –
главой государства формально-
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.
Как форма правления, данный
вид монархии возникает в период
становления буржуазного
Абсолютная монархия –
это такая форма правления, при
которой верховная
До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там была принята Конституция и с этого момента более правильно её рассматривать, в качестве дуалистической монархии. С определёнными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была принята Конституция. [2; с.92]
Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Последняя как форма государственного правления практически изживает себя.
При дуалистической монархии
государственная власть носит двойственный
характер. Юридически и фактически
власть разделена между
Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Парламентскую монархию нередко называют конституционной.
Республика (лат. respublica, от res
– дело и publica – общественное дело)
– это такая форма правления,
при которой верховная
В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.
Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности:
президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными. [2; с.93]
В президентской республике
президент сосредоточивает в
своих руках полномочия главы
государства и главы
Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства; правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; президент лишён права роспуска парламента, и, наоборот, парламент в случае грубого нарушения Конституции, злоупотребление власти, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент (англ. impeachment – досрочное отрешение от должности)); президент является верховным главнокомандующим и др.
Президентская форма правления
в различных странах имеет
свои особенности. Однако для всех президентских
республик характерным является
то, что президент либо совмещает
полномочия главы государства и
главы правительства в одном
лице (США), либо непосредственно назначает
главу правительства и
В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть в президентских республиках на уровне Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».
В настоящее время президентская республика является достаточно распространённой формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Филиппины и другие).
Парламентская (парламентарная)
республика характеризуется верховенством
парламента в организации государственной
жизни страны. В такой республике
правительство формируется
Главной функцией парламента
является законодательная
В таких республиках глава государства – президент – избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. В современных парламентских республиках процедура избрания главы государства не везде одинакова. Например, в Австрии глава государства избирается на основе всеобщего избирательного права.
Парламентарная форма
республиканского правления представляет
собой такую структуру высших
органов государственной
В качестве примеров парламентских республик можно привести такие, как ФРГ, Финляндия, Венгрия, Чехия, Эстония и другие.
Кроме парламентской и президентской республики, в реальной жизни существует смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики, черт.
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделён от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (характерный пример – РСФСР). В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
Одним из признаков, присущих
исключительно республикам
В процессе исторического
развития республиканская форма
правления становится всё более
распространённой. Для большинства
постсоциалистических государств характерной
стала президентская
Вместе с тем в современных
условиях мы встречаемся и с «гибридными»
формами правления, которые условно
можно назвать «
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
3.1. Понятие формы государственного устройства
Рассматривая способы устройства государственной власти (формы государственного единства), следует сказать, что в учебной литературе чаще всего употребляется термин «форма государственного устройства». Однако он, по существу, охватывает всю форму государства на данном этапе развития, в данной стране. Не случайно этот термин широко используется в истории государства и права. Между тем, речь в данном случае идёт о том, каким образом государство организовано как власть на определённой территории.