Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:57, реферат

Краткое описание

Проблемы формы государственного устройства возникли после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Формы государственного устройства;
Глава 2. Европейский союз;
Глава 3. Уния
3.1 Понятие и отличие от конфедерации;
3.2 Виды уний: (личная и реальная);
3.3 Уния современности;
Глава 4. Империи
4.1 Геополитические формы империй;
4.2 История империй;
4.3 Империи в новое время;
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

3. УНИЯ

3.1Уния представляет  собой общность государств, которые  возглавляются одним монархом. Международное  значение унии невелико, порой  оно просто ничтожно, более заметно  уния воздействует на государственный  строй, по крайне мере на  форму правления. Политическое  значение унии зачастую тоже  незаметно, но оно все же  ощущается хотя бы в вопросах  войны. По юридическим соображениям  состояние войны между членами  унии немыслимо. Его трудно  представить по той причине,  что акт об объявлении войны  должен быть санкционирован главой  государства. Другими словами  если член унии вознамерился  воевать с другим, королю пришлось  бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе… 

Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

Конфедерация  возникает с участием как республик, так и монархий. Уния возникает только с участием монархических государств.

Конфедерацию  учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании  договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол  в двух и более государствах. Договор  не является обязательным условием существования  унии, хотя и он может быть заключён её участниками.

Действительная  политическая общность стран — обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств. 

Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается  и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах. 

3.2

Личная  уния

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок  престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины  отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают  случайно, в результате того, что  одно и то же лицо становится наследником  одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они  и распадаются, хотя эта случайность  запрограммирована устройством  личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной  из стран займет престол, тогда как  по закону другого государства его  царствование не состоится 

Реальная  уния 

В реальных униях  законодательство государств устанавливает  единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником  во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии 

3.3

В настоящее  время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран-членов Британского Содружества. В его  состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества — Великобританией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Сент-Винсент  и Гренадины, Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и  усложняются другими союзническими  связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными  государствами, такими, как Австралия  или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими  территориальное пространство этих стран. 

4. ИМЕПРИИ

Импе́рия (от лат. imperium — власть, нейтральное значение — общее политическое пространство)

большое многонациональное  образование, управляемое из одного центра принятия решений в интересах  всего политического пространства; одновременно это, как правило, континентальная  империя с обширными окраинами  без чёткого выделения метрополии (см. ниже).

колониальная  держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями исключительно в интересах метрополии; это, как правило, морская империя  с явным разделением на метрополию и внешние колонии. 

Как правило, главой империи является Император 

Единственным  существующим государством с монархом-императором  является Япония, однако титул императора носит там символический характер. Император является скорее символом единства нации нежели «властителем» (слово император с латинского переводится как «властитель»), так  как Япония по форме правления  является скорее парламентской республикой, чем конституционной монархией. 
 

4.1

Классики геополитики  Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии. Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические и талассократические, эти мыслители выделили и характерные им имперские формы. 

Континентальные империи

Теллурократия: Континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в имперостроительство. Иногда организовавшие поначалу империю этносы растворялись в доминирующей массе империи (монголы в Монгольской, маньчжуры в Китайской-Цинской, тюрки в Могольской). 

Примерами континентальных  империй являются Византийская империя, Монгольская империя, Империя Тимуридов, Великое Княжество Литовское, Великое Княжество Московское, Русское царство, Российская империя, Австро-Венгрия, Османская Империя, Империя Великих Моголов, Китайская империя. 

Морские империи

Талассократия: Другой тип империй — колониальный, морской. Разделенные со своими колониями океанами и морями, они не стремились экспортировать в колонии развитие, право и прогрессивные формы экономического уклада. Их основная цель — максимальная добыча природных ресурсов, использование стратегического положения колонии-суши. В таких империях были часты случаи геноцида, массовых переселений, жестокого обращения с автохтонным населением. Карательные операции были повседневной практикой (лорд-протектор Кромвель уничтожил 4/5 населения Ирландии). 

Когда экономическая  целесообразность колоний падала, колониальные империи отказывались от колоний. К  началу XXI века практически все колониальные морские империи распались. 

Примерами морских  колониальных империй являются европейские  Британская, Французская, Испанская, Португальская  и меньшие, недолгое время Японская колониальная империя и Третий рейх, а также, отчасти, незначительная колониальная империя США. 

4.2

Многие государства, развиваясь по пути «вверх и вширь», рано или поздно становятся империями. На протяжении человеческой истории  существовало много империй (см. ниже). Некоторые государства проходили  через стадию империи несколько  раз (Франция, Германия). 

Античные  империи 

В античный период существовало понятие империй, то есть полнота власти. «У римлян империй  — высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему её в законодательстве, верховном  суде, в решении вопроса о войне  и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников. Со времени Юлия Цезаря и Августа  обладателями её стали императоры. Позже Империя стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть» [3] правителя. С  включением в состав Римской империи  всего «цивилизованного» мира античности понятие империи подверглось  трансформации и стало пониматься как государство, объединяющее многочисленные страны и народы[3]. 

Средневековые империи

Образец «всемирной»  Римской империи, дополненный христианской концепцией единой церкви, лёг в  основу средневекового понятия империи  — объединения всего христианского  мира под властью единого монарха, чьей главной обязанностью являлась защита церкви. В условиях феодального  общества концепция империи не предполагала и не могла предполагать централизации  и бюрократической системы. Империи  средневековой Европы — Франкская  и Священная Римская — оставались децентрализованными образованиями, чьё единство поддерживалось сакральностью императорской власти. 

4.3

Возникновение централизованных национальных государств в эпоху нового времени в сочетании  с обострением межгосударственных отношений и необходимостью наращивания  военного потенциала, а также начало колониальной экспансии привели к возникновению империй: Российской, Испанской, Португальской, Французской, Британской и других. 

     Заключение

Форма государственного устройства – это  взаимоотношения между центральной  властью и территориальными составными частями. Система территориальных  составных частей образует территориальное  деление государства.

     Местные территориальные единицы являются подразделениями унитарных государств и субъектов федераций, а также  иных регионов, пользующихся государственной  автономией.

     Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной  единице, осуществляемая центральной  властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление через назначаемые вышестоящей  властью административные органы.

     Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной  единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

     Органы  местного самоуправления могут в  судебном порядке защищать свою автономию  не только от ретивых местных администраторов, но даже от парламентов, президентов  и правительств. [10]

     Таким образом, форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов. 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. «Конституции  зарубежных государств»: учебное пособие, под ред. В.В. Маклакова, М. 1999 г.
  2. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 2002.
  3. Конституция Российской Федерации М. 1993
  4. Лазарев. В. В. «Общая теория государства и права» М., «Юрист» 2002, С. 364.
  5. Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 152-156.
  6. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный федерализм // Международная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48.
  7. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность государства//Общественные науки и современность. - 1993. - N 5. - С. 122-126.
  8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2003.
  9. Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 1999.
  10. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные науки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103.

Информация о работе Формы государственного устройства