Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:37, курсовая работа
Цель работы состоит в более подробном изучении форм (источников) права. Для этого необходимо достичь следующие задачи:
- дать определение понятиям «форма права» и «источник права»;
- определить соотношение этих понятий;
- рассмотреть виды источников права;
Введение
1 Понятие формы (источника) прав
1.1 Основные формы (источники) права
1.2 Основные источники права и виды нормативно – правовых актов
2 Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3 Сравнительный анализ как действует:
3.1 Правовой обычай
3.2 Судебный прецедент
Заключение
Библиографический список
Каждая из названных подсистем нормативных правовых актом взаимо-связана с двумя другими установлением пределов и юридической силы феде-рального, республиканского и регионального, местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативного правового регулирования в масштабах всей страны — Российской Федерации.
Федеральная система нормативных правовых актов состоит из следующих звеньев.
1. Конституция Российской
Федерации. Она является
Особенность действующей Конституции заключается также в том что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.
Основные положения Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесений на всенародное голосование (ст. 135).
Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом по-рядке (ст. 136).
Конституция устанавливает основы конституционного строя права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного само-управления. Ее назначение — обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.
А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в рав-ной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъек-тов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
2. Законы Российской
Федерации. Они тоже имеют
В случае противоречия между федеральным законом, изданными в соответ-ствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.
Законы Российской Федерации различаются на федеральные конституци-онные и федеральные.
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституци-онным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу отно-сятся законы: о референдуме (п. "в" ст. 84); о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и ст. 88); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации ( ч. 2 ст. 114)и другие законы.
Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может им быть отклонен.
В Российской Федерации закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.
Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верхо-венство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не при меняются (ч. 3 ст. 15 Конституции).
Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).
3. Указы Президента
Российской Федерации. Они
В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.
Указы Президента Российской
Федерации обязательны для
Указы Президента России не должны противоречить Конституции Рос-сийской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
4. Постановления Правительства
Российской Федерации.
Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже "подуказность" постановлений Правительства Российской Федерации.
Исполнение постановлений Правительства обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов на основе действующих законов.
5. Акты федеральных органов исполнительной власти. Такие акты изда-ются всеми полномочными органами утверждаемой Президентом структуры этих органов в порядке ст. 112 Конституции.
К данным органам относятся
министерства, государственные , комитеты
и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФПС),
входящие в состав Правительства, а
также ведомства различных наим
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и госпредприятий соответствующего ведомства.
В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.
акие акты именуются приказами, инструкциями, положениями, "'• письмами, направляемыми подчиненным органам для срочного
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственнай характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции России и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции)
Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации Она характе-ризуется прежде всего наличием конституций республик и уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции) принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на сей счет.
Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально за-крепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции). Это означает, что в достижении такого соответствия должны принимать участие обе стороны — и Федерация, и ее субъекты, предпочтительно путем согласительных процедур (ст. 85 Конституции) и заключения договоров о дополнительном разграничении полномочий органов власти Федерации и субъекта Федерации. Однако при этом могут затрагиваться только предметы совместного ведения, а не те предметы, которые отнесены к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции), и не предметы, находящиеся полностью в ведении республик или других субъектов Федерации (ст. 73 Конституции).
Законодательство (законы)
субъектов Федерации также
Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик; губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.
Нормативные правовые акты
местного самоуправления. Они являются
самостоятельной, независимой от органов
государственной власти, но подчи-ненной
Конституции и законам
Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территории, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Исполнение актов органов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.
Корпоративные нормативно правовые акты. В соответствии с Конституцией и законами Федерации и ее субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные обединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение и иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.д.
Все подобные правила, если они установлены самой организацией,
Ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название корпоративных актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления.
Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.
Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций - в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.
Все вышеперечисленные нормативно – правовые акты можно классифицировать по различным основаниям.