Формы общественного объединения общественные организации и общественного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:53, реферат

Краткое описание

Развитая система общественных объединений – неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...с. 3
1. Характеристика общественных объединений……………………………..с. 5
1.1. Общественная организация………………………………………………с. 6
1. 2. Общественное движение…………………………………………………с. 8
1. 3. Общественный фонд…………………………………………………….с. 11
1. 4. Общественное учреждение……………………………………………..с. 12
1. 5. Орган общественной самодеятельности……………………………….с. 12
1.6. Союзы (ассоциации) общественных объединений…………………….с. 13
1. 7. Политические партии……………………………………………………с. 15
2. Создание общественных объединений……………………………………с. 24
Заключение…………………………………………………………………….с. 27
Литература…………………………………………………………………….с.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии Общественные движения.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей государственной  процедурой, представляющей официальное  признание партии, дающей ей государственную  защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.

Наиболее важной характерной чертой партии, как политического  института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Более конкретно  назначение партии проявляется в  ее функциях:

Социальные  функции партии:

- представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;

- обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;

- смягчение, примирение конфликтных интересов;

- коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии:

- разработка стратегии и тактики;

- выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;

- анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;

- уточнение и коррекция политической доктрины.

Идеологические  функции партии:

- распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения;

- пропаганда своих программных целей и политики;

- привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;

- социально-политическое просвещение.

Политические  функции партии:

- борьба за власть;

- прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства;

- подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);

- выполнение предвыборной программы;

- разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии:

- реализация программных установок и решений;

- проведение избирательных кампаний;

- подбор кандидатов на выборные должности;

- подготовка кадров для правящей элиты;

- формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;

- формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).

    В  структурном отношении партии  представляют собой систему , в которую входят:

- партийный аппарат;

- ядро партии;

- партийная масса;

- сторонники;

- способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды;

- создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

    Важную  роль в исследовании политических  партий играет их классификация.  Партии можно классифицировать  по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности:

- моносредные;

- промежуточные;

- всеобщие (универсальные).

По отношению  к социальной действительности :

- революционные;

- реформистские;

- реакционные;

- консервативные.

По идеологической направленности доктрин:

- социал-демократические;

- коммунистические;

- либеральные;

- консервативные;

- конфессионные;

- монархические;

- националистические;

- фашистские (неофашистские).

По отношению  к власти :

- правящие;

- оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому  темпераменту :

- ультраправые;

- правые;

- правоцентристские;

- центристские;

- левоцентристские;

- левые;

- ультралевые.

По внутренней организации :

- с формальными принципами членства;

- со свободным членством;

- с сильной структурой;

- со слабой структурой.

По политическому  статусу :

- мажоритарные;

- доминирующие;

- миноритарные.

Классической  и весьма распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже. Он выделяет кадровые и массовые партии.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера, они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями. В качестве примера обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии возникли позже кадровых в связи  с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии.

Массовые партии характеризуются:

- многочисленностью;

- идеологической ориентированностью;

- преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;

- наличием тесной связи между членами;

- сравнительно жесткой организацией.

Типология партий М. Дюверже была дополнена Ж. Блонделем. Он подразделял массовые партии на:

- представительные западного типа;

- коммунистические;

- популистские.

Р.- Ж. Шварценберг  выделил среди массовых партий следующие модели:

- социалистическую;

- коммунистическую;

- фашистскую.

Американскими социолог С. Коэн по функциональным и  организационным критериям выделил  следующие типы политических партий:

1. Партии авангардного  типа. Возникли в ходе развития  рабочего движения.

Для партии этого  типа характерны:

- повышенные требования к вступающим в партию;

- детальная регламентация деятельности;

- строгая определенность внутренней жизни;

- строгая партийная дисциплина и т.п.

Главный объект их политики - трудящиеся массы, их социальное просвещение, организация во имя торжества справедливости.

По мнению С. Коэна, придя к власти, подобная партия быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой.

2. Партии, главная  задача которых, - выборы. Подобные  партии не имеют: 

- фиксированного членства;

- партийных билетов;

- постоянных членских взносов (они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета). Как политические организации, они активизируют свою деятельность в связи с подготовкой и проведением выборов, поэтому, чтобы принадлежать к подобной партии, достаточно на выборах поддержать ее кандидатов.

Яркие примеры  таких партий - две ведущие партии США - республиканская и демократическая.

3. Парламентские партии.

Их основные функции связаны с парламентской  деятельностью:

- разработка стратегии и тактики избирательной кампании и предвыборной программы;

- изучение общественного мнения и выработка рекомендаций своим кандидатам;

- подбор и выдвижение кандидатов;

- решение технических и финансовых проблем предвыборной кампании;

- организация противодействия конкурентам;

- контроль за деятельностью избранных депутатов и т.д.

Характерные признаки таких партий:

- компактная организационная структура;

- постоянно функционирующие органы управления;

- возможность существования различных течений и даже фракций;

- сравнительная демократичность внутренней жизни;

- возможность влияния рядовых членов на политику партии и др.

4. Партия-община  или партия-клуб.

Это массовая организация, объединяющая граждан не столько  на основе какой-либо политической платформы, сколько на основе общности интересов.

К этой группе можно  отнести:

- "зеленых" (экология);

- "синих" (борьба за улучшение социальной среды)

- объединения защитников исторических памятников;

- всевозможные ассоциации и клубы по интересам.

Политическую  окраску партиям этой группы придают  их действия в отстаивании своих интересов. Зачастую эти действия касаются напрямую политической сферы (парламентская борьба, лоббирование и т.п.).

5. "Карманные  партии".

Это небольшие  по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами и под "свою" программу. Главное направление их деятельности - реализация вождистских эгоистических устремлений.

Эти партии имеют  немногочисленное руководство, прежде всего своего лидера, и не имеют  строго определенной социальной базы.

Существуют  и другие подходы и типологии партии12.

2. Создание  общественных объединений.

Общественные  объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для  создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей  наряду с физическими лицами могут  входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении  его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность  общественного объединения как  юридического лица возникает с момента  государственной регистрации данного  объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом, а также законами об отдельных  видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно  находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами  и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных  международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Членами и участниками  молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками  детских общественных объединений  могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок  приобретения, утраты членства, включая  условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование  об указании в официальных документах на членство или участие в тех  или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или  непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами  и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений  автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Информация о работе Формы общественного объединения общественные организации и общественного движения