Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут затронуты следующие темы:
- Типология государств.Подходы и классификация.
- Формы государственного правления.Понятие,виды.
- Связь между типом государства и формой правления.
Хронологические рамки изучаемой темы очень широки – начало рассматриваемого периода - около 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Типология государств....................................................................................5
1.1. Подходы к типологии государства………………………………………..9
1.2. Классификация……………………………………………………………..13
2. Формы государственного правления...........................................................15
2.1. Монархия.....................................................................................................18
2.2. Республика...................................................................................................22
3. Связь между типом государства и формой правления...............................26
Заключение.........................................................................................................30
Список литературы............................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ГОСУДАРСТВ.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тихоокеанский государственный  университет

 

Кафедра правоведение

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теории государства  и права

 

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ  В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ГОСУДАРСТВ

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013

 

 

План работы.

Введение..............................................................................................................3 
1. Типология государств....................................................................................5

1.1. Подходы к типологии  государства………………………………………..9

1.2. Классификация……………………………………………………………..13 
2. Формы государственного правления...........................................................15 
2.1. Монархия.....................................................................................................18 
2.2. Республика...................................................................................................22 
3. Связь между типом государства и формой правления...............................26 
Заключение.........................................................................................................30 
Список литературы............................................................................................31

 

 Введение

Государство это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство  в

отечественной теории государства  и права особое внимание уделяется  изучению формы государства и его типа. Изучать государство с точки зрения его формы и типа означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти, общих признаков присущих государству и закономерностей его возникновения, развития и функционирования.

В данной курсовой работе будут  затронуты следующие темы:

-Типология государств.Подходы  и классификация.

-Формы государственного правления.Понятие,виды.

-Связь между типом  государства и формой правления.

Хронологические рамки изучаемой  темы очень широки – начало рассматриваемого периода - около 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

В научной литературе эта  тема имеет достаточно широкое освещение. В книгах рассматриваются государства  с точки зрения разделения их на исторические типы и анализируются  данные типы государства,а форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

 

Типология государств

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной  власти , суверенитета ) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения . 
Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием. 
Аристотель считал , что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве 
  2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление  немногих , правление большинства. По второму признаку все государства  делились на правильные ( в них достигается  общее благо ) и неправильные ( в  них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное  различие государств в том , какое  мере государство обеспечивает свободу  и личные интересы каждого. 
Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

История развития государственности  насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.

Типология – учение о  классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные  типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам  и свойствам объектов данного  рода; это учение об упорядочении и  систематизации сложных объектов. В  данном случае таким сложным объектом выступает государство[1].

Типология государства –  это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще  данному типу государств их общие  закономерности возникновения, развития и функционирования.

Типология государств предназначена  для «разделения» всех государств, которые существовали в истории  человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это  дало возможность раскрыть их социальную сущность[2]. Учитывая большое количество государств в многовековой истории человечества и в современном мире, имеет важное значение проблема  научной квалификации государства. Такая квалификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. 
Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием. 
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: Количество властвующих в государстве; осуществляемая государством цель.                                                                                                         

По первому признаку он различал правление одного, правление  немногих, правление большинства. По второму признаку все государства  делились на правильные (в них достигается  общее благо) и неправильные (в  них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное  различие государств в том, какое  мере государство обеспечивает свободу  и личные интересы каждого. 
Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. 
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подходы к типологии  государства

Обращаясь к истории развития государственности, а также к  типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу-универсалистский(формационная теория) и цивилизационный. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Универсалистский подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки что все  государства, одни быстрее а другие медленнее, развиваются по определённому  сценарию, и все они рано или  поздно должны прийти к одной форме  общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

  • Первобытно-общинное — отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
  • Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры -рабовладельцы, и эксплуатируемые-рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
  • Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
  • Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано .общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Цивилизационный подход, в  отличие от универсализма, считает, что государства развиваются  по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе  основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности  вмещающего ландшафта, своеобразие  обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил  до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации  проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию "столкновения цивилизаций" в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются:

  • Западная цивилизация
  • Исламская цивилизация
  • Индуистская цивилизация
  • Синская (китайская) цивилизация
  • Японская цивилизация
  • Латиноамериканская цивилизация
  • Православная цивилизация
  • Африканская цивилизация

Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими  цивилизациями будут нарастать  культурные конфликты.

У обоих подходов есть как  достоинства так и недостатки.

Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств