Функции Президента РФ как главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Автосохраненный) (2).docx

— 60.53 Кб (Скачать файл)

Введение 

      Актуальность  темы. В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве. Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

      Учитывая  роль Президента в жизни  современной  России очень важно политическими  и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных  людей.

     Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или специальной  избирательной коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В России институт президентства  был введен 24 апреля 1991года законом  «О Президенте РСФСР», интегрированный  затем в Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские  выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.

     Официальная резиденция Президента Российской Федерации  – Кремль, Москва. Символом президентской  власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и  датами его пребывания на этом посту.

     Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

      Цель  курсовой работы – изучить вопросы, связанные с функциями Президента РФ как главы государства.

      Для этого в работе поставлены следующие  задачи:

  1. Рассмотреть основы правового статуса Президента РФ;
  2. Изучить функции Президента как главы государства;
  3. Определить особенности реализации функции гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Предметом исследования является Президент Российской Федерации как глава государства.

   Исследованию  института президентства свои работы посвятили: А.А. Мишин, Э.А. Иванян, Р.Ф. Иванов, В.А. Власихин, Ю.М. Ледовских,Я.М. Бельсон, А.В. Зиновьев, Н.А. Сахаров, В.П. Елисеев, Л.А. Окуньков, Г.А. Исакова, В.Я. Кожевников, В.В. Согрин, А.С. Никифоров, В.и. Кайнов, И.А. Бережков, Т.В. Горбунова, Е.А. Конышев, Б.М. Лазарев и другие.

   Методами  исследования являются: исторический метод, метод анализа, метод сравнения. 
 
 

  1. Основы  правового статуса Президента РФ
 

   Когда говорят о положении главы  государства в системе органов  государственной власти, то имеют  в виду соотношение его функций  с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

   Полномочия  Главы государства в сфере  осуществления законодательно, исполнительной и судебной власти   Президент  как глава Российского государства  взаимодействует со всеми ветвями  власти. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

    - обладает правом вето на законы  принятые Федеральным Собранием.

    - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных направлениях  внутренней и внешней политики государства;

    - вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

   - вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

   - назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями  палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях.

   Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

    - назначает с согласия Государственной Думы  Председателя Правительства РФ;

    - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка;

    - ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

   -  назначает выборы  Государственной Думы;

   -  распускает Государственную Думу;

   -  вносит законопроекты в Государственную Думу;

     - вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение; Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента  для отрешения его от должности.

     Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

      - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности  судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

      -  вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора.

     Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает указ Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

       Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

      - принимает решение об отставке Правительства;

      - по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;

     - имеет право отменять постановления Правительства. Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ  очень трудно разграничить полномочия между ними.

     Л. А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства. Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества.[17]

     Президент должен осуществлять свои функции через  Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».[17]

Президент во взаимодействии с судебной властью:

     - представляет Совету Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     - самостоятельно назначает судей  других федеральных судов;

     - вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

     Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации  дает заключение о соблюдении обвинения  Президента  в государственной  измене или совершения иного тяжкого  преступления. Президент наделен  правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления. В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента.

     Учреждение  поста президента в России, как  отмечается в научной литературе, определялось рядом объективных  и субъективных факторов: задачей  усиления исполнительной власти, повышения  ее мобильности, оперативности в  принятии управленческих решений, совершенствования  механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста  дало возможность покончить с  искусственным соединением в  рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР фактически полномочий главы государства с  правами спикера парламента, что  находилось в явном противоречии с принципом разделения властей.

     Определенное  влияние на появление института  президента в России оказало и  учреждение этой должности в 1990 г. в  СССР[14]. В период перестройки четко прослеживалась тенденция к практическому введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». Избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он являлся главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане[20].

     История свидетельствует, что власть в России вне зависимости от смены режимов  традиционно носит авторитарный характер, что логично приводит к  выводу о том, что сильная власть (здесь – президентская) традиционна  для России и соответствует менталитету  и политической культуре российских народов. Все это вкупе предопределило становление и характер установившегося  института президентства.

     Сегодня иерархию актов, регулирующих вопросы, связанные с организацией и деятельностью  Президента Российской Федерации возглавляет  Конституция Российской Федерации. По действующей Конституции Президент как глава государства напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти. На это указывает и само место главы о Президенте. Однако нельзя делать вывод о том, что Президент стоит над этими ветвями власти. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны; как и Президент действуют в рамках своих конституционных полномочий, обладают правовыми мерами воздействия на Президента вплоть до отрешения его от должности.

     В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.[1]

Информация о работе Функции Президента РФ как главы государства