Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования – провести комплексный анализ функций современного государства.
Задачи:
- раскрыть содержание функций государства;
- рассмотреть основные функции государства;
- определить основные формы и методы реализации функций современного государства.
Введение 3
I. Понятие и сущность функций государства 5
1.1. Понятие функций государства 5
1.2. Содержание функций государства 6
I.I. Виды функций государства 11
2.1. Основания классификации функций государства 11
2.2. Внутренние функции государства 13
2.3. Внешние функции государства 23
III. Проблемы реализации охранительной функции государства в условиях глобализации 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
По продолжительности действия
функции государства
Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.
Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:
- экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);
- политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;
- социальная — охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей,
- поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;
- идеологическая — поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры и др.;
- экологическая — охрана окружающей среды.
Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним — обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание деятельности государства на современном этапе развития.
Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.
Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.
Помимо формирования органов государства
и участия в решении
1) реализацию волеизъявления
2) обеспечение государственного
суверенитета, определение правового
положения конкретных
3) создание условий для
4) официальное представительство
общества, поскольку функция обеспечения
народовластия означает
5) защиту конституционного строя,
Функция государства в политической
сфере имеет своей
Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте интересов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав человека.
Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства.
Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.
При рыночных отношениях, свободе
предпринимательской
Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:
1) выработка экономической
2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт, связь и др.;
3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;
4) регулирование
В период экономических кризисов,
депрессии, на переходных этапах вмешательство
государства в экономику
Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.
При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок — динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффективность.
Идеологическая функция. Осуществляя идеологическую функцию, Советское государство опиралось на пропаганду и прямое принуждение инакомыслящих, а не на манипуляцию. Такое осуществление идеологической функции следует логике религиозного и правового сознания и потому не ситуативно, а перманентно. В России доминанта идеократизма характеризуется приматом религиозной идеи закона и правовой идеи порядка. Идеологическая правовая форма здесь традиционно сильна, политическое же содержание прорывает эту форму лишь через серьезные потрясения. На Западе политическое содержание воздействует постоянно и планомерно на правовую идеологическую форму и поэтому позитивно-правовая форма идеологии является более гибкой и постепенно изменяющейся.
Сейчас Россия отказалась от четкой
официальной идеологии и
Религиозно-идеологизированное общество — культурная альтернатива обществу политико-манипулятивному. В последнем человек теряет социально-активную, ответственную роль и свою действительную свободу, формально оставаясь свободным. Идеологическая манипуляция, подобно вирусу, изменяет человеческое сознание изнутри через внедрение в него стереотипов и предрассудков массовой культуры. Благоприятной средой при этом выступает право. для политико-идеологической манипуляции массовым сознанием.
Сегодня в России существует определенная опасность, связанная с интенсификацией социально-культурного обмена информацией, опасность «вымывания» идеологического скелета общества. Традиционным выходом для России (как государства исторически склонного к идеократии) было бы установление коммуникативных барьеров и интенсификация традиционных форм осуществления идеологической функции государства. Но данные меры чреваты возвращением к тоталитаризму. Для современной России, выбравшей характерную для Запада манипулятивную форму осуществления идеологической функции государства, существует иная, но не менее опасная и неутешительная альтернатива — ставка на «бездуховную» идеологию, основанную на удовлетворении самых простых, насущных потребностей. Такая идеология, как нами уже отмечалось, выражает простые всеобщие потребности и содержит минимальный компонент духовности. Ряд исследователей утверждают, что «в зависимости от своего содержания выделяются экспрессивные и инструментальные идеологические системы...». При этом под идеологической системой понимается собственно система идеологии, а не идеологическая функция. В связи с этим мы также должны указать на теснейшую связь содержания идеологии и формы осуществления идеологической функции.
Социальная функция
Важную часть социальной функции составляет социальная зашита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодетные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.
В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.