Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие и классификация функций государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.
Функции государства имеют следующие основные черты:
1) носят комплексный, собирательный характер, складываются из совокупности однородных аспектов, деятельности государства. Различные, близко стоящие направления воздействия власти на общественную жизнь группируются в относительно широкие сферы государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 53.92 Кб (Скачать файл)

4) экологическое воспитание населения.

 

 

3. Внешние функции государства

Внешние функции государства (так же как и внутренние подчинены основным целям и задачам страны. В этом смысле основные направления внешней деятельности государства являются продолжением его внутренних функций.

Политическая функция предполагает следующие основные направления:

1)защита государственного суверенитета. Государства ведут борьбу за  свою независимость на международной  арене, в противном случае их  суверенитет может быть ограничен  либо полностью упразднен. Борьба  государственной власти, правящего  класса за свое выживание заставляет  его бороться как с противниками  внутри страны, так и с внешним  враждебным окружением;

2)создание наиболее благоприятных  условий для положения данного  государства на международной  арене;

3)формирование внешнеполитической  доктрины, установление приоритетов (поиск стратегических союзников и выявление потенциальных врагов);

4)участие в международных политических  организациях и договорах, создание  военно - политических блоков и участие в них;

5)деятельность по предотвращению  войны или, напротив, по провоцированию  войны. Государство зачастую бывает  заинтересовано не только в  мире, но и в войне (например, между  враждебными государству странами  с целью их ослабления);

6)участие в поддержании мирового  порядка, используя институты ООН (во второй половине ХХ в.).Здесь следует сделать существенную оговорку о том, что мировой порядок в этот относительно благоприятный период определялся (и продолжает определяться) по преимуществу правом сильного: долгие годы СССР и США, после распада СССР - в основном США. Официальную пропагандист риторику о «справедливом международном правопорядке» не следует путать с реально проводимой политикой;

7)разведка.

Экономическая функция включает в себя:

1)формирование внешней экономической  политики;

2)деятельность по налаживанию  выгодного экономического сотрудничества;

3)участие в международных экономических  организациях, договорах и проектах;

4)займы;

5)инвестиции, концессии;

6)экономическую разведывательную  деятельность.

Идеологическая функция содержит:

1)деятельность по пропаганде  официальной государственной идеологии  на международной арене. Государство  заинтересовано в том, чтобы создать  свой позитивный образ в глазах  мирового сообщества. Следует иметь ввиду, что государства, стремясь скрыть свои подлинные планы и намерения, зачастую прибегают к внешней пропаганде во лжи и демагогии;

2)сотрудничество в области культуры  с другими странами;

3)осуществление контрпропаганды, что предполагает, во-первых, подрывную  идеологическую деятельность против  других государств. Реализация военной  функции предполагает:

1)защиту от внешней агрессии  и ведение войн;

2)создание военных баз на  территории иностранных государств;

3)закупку и продажу вооружений. Данное направление частично  можно отнести к внешнеэкономической  деятельности, но все-таки основной  его смысл военный (поскольку  в перспективе означает скрытую  подготовку к войне);

4)участие в международных акциях  по поддержанию мира или пресечению  агрессии;

5)военную разведку.

Правоохранительная функция включает в себя:

1)заключение международных договоров  о правовой помощи;

2)участие в международных правоохранительных  организациях (например, Интерпол);

3)борьбу на международной арене  за права человека. Несмотря на  известный позитив такой деятельности, очевиден и другой факт под видом борьбы за права человека зачастую осуществляется вмешательство во внутренние дела суверенных государств;

4)обмен опытом правоохранительных органов.

Социальная функция включает в себя:

1)участие в международных организациях  социального профиля

(например, МОТ, ВОЗ.);

2)гуманитарную помощь деньгами, продовольствием, промышленными товарами, медикаментами и т.п.;

3)участие в создании международных  нормативных актов о гуманном  отношении к человеку.

Экологическая функция предполагает:

1)участие в организациях, проектах  и мероприятиях по установлению  режима экологической безопасности;

2)совместную деятельность по  охране морей, рек, животных и т.д.

 

4. Формы и методы реализации  функций государства

Государство реализует свои функции в двух основных формах: правовых и организационных.

Используя правовые формы, государство осуществляет свои функции путем издания юридических актов (нормативного и ненормативного характера). Выделяются три основные правовые формы реализации функций государства: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная.

Правотворческая деятельность включает в себя процесс подготовки, принятия и опубликования нормативных актов. Данная форма закладывает правовые основы деятельности государства. Государство принимая нормативные акты относительно тех или иных сфер общественной жизни, указывает на их важность, задает функциональные направления своей правовой деятельности Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998г.С.51-52.

Правоприменительная деятельность требует принятия государством юридических актов, реализующих законодательство страны.

Правоохранительная деятельность предполагает охрану прав и правопорядка, поддержание режима законности, охрану прав и свобод граждан.

Организационные формы связаны с организационной деятельностью государства, основанных на вербальных (устных) решениях, указаниях, приказов, распоряжениях. Организационные формы деятельности государства имеют как самостоятельный характер, так и вспомогательный в отношении его правовых форм деятельности. В деле реализации функций государства проведение конкретной оперативной организационной работы имеет огромное значение, по сути, на ней все держится. Например, приняты все необходимые юридические документы по реформированию государственного аппарата. Но чтобы реформа действительно состоялось, необходимо провести массу совещаний согласований отдать десятки и сотни устных распоряжений, доведя до практического осуществления принятые решение. Другой пример: после правого оформления ведение военных действий за рубежом требуется организационный искусство командиров разного ранга, чтобы выполнить поставленные задачи.

Правовые и организационные формы деятельности современного государства дополняют друг друга, невозможно представить функционирование государственных органов только в правовых или только в организационных формах. Проблема состоит в том, чтобы найти для конкретного государства необходимое соответствие между правовыми и организационными формами. Излишняя регламентация действий государственного аппарата может привести к сковыванию оперативной инициативы чиновников, тогда как необдуманное свертывание правовых форм способно обернуться произволом со стороны власти.

Методы реализации функций государства представляют собой способы, приёмы и средства власти. Специфика сферы деятельности власти обуславливает выбор государством соответствующих методов. Реализуя ту или иную функцию, государство использует, как правило, комплекс методов, способных привести к желаемому результату. Наиболее часто применяются такие методы. Как убеждение, принуждение, договорное регулирование, планирование, прогнозирование и т.д.

 

Заключение

Возникновение тех или иных функций государства зависит от специфики исторического этапа развития общества. Конкретно - исторические условия определяют перечень и содержание функций государства, их приоритет и значимость. Эволюция функций государства сочетает в себе тенденции преемственности и обновления.

Состав и содержание функций конкретного государства зависит от самых различных факторов: экономики, социальной структуры, политики, идеологии, религии, культуры, национально - исторических особенностей, географического местоположение страны.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Функции государства имеют следующие основные черты:

1)носят комплексный, собирательный  характер, складываются из совокупности  однородных аспектов, деятельности  государства.

2) охватывают деятельность государства  в целом, а не его отдельных  органов.

3)направлены на решения наиболее  крупных, социально значимых задач. Только исключительно важные, фундаментальные сферы общественной жизни способны создать долговременные, устойчивые, системно связанные направления деятельности государства.

 

    1. Формы права

1. Понятие и  классификация источников права

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же, как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами, и источниками права. Категории источник права и форма права тесно связаны между собою, но не всегда совпадают. Поэтому мы считаем необходимым выяснить значение каждого понятия в отдельности и прийти к каким-нибудь итогам по этому поводу.

Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне (то есть определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов юридической формы, иными словами, как более узкого самостоятельного явления), а источник права - истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источником также следует понимать три фактора: в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.), в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.), в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.

Отсюда и существующие разногласия по поводу употребления терминов форма или источник права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права - это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.). В настоящей работе форма права будет рассматриваться как синоним источника права, т.к. мы не будем придавать принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины форма и источник права.

Итак, в истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению их сущности и природы. Так, по мнению А.М. Васильева «форма (источник) права обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права». Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. с. В.С. Нерсесянц называет источниками права «как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве». Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., 832 с. А.Б. Венгеров представляет такое понимание источника права - « как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках». Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.

Словом, мы убедились в том, что и здесь существуют разные подходы к определению источника права. Сейчас проанализируем каждое из вышеизложенных точек зрения. Определение источника права, принадлежащее Васильеву не присуще большинству ныне существующим государствам, так как на данное время в большинстве странах в нормах права закрепляется не воля господствующего класса, а воля всего народа. То есть это определение не является актуальным. Венгеров же в свою очередь не достаточно раскрывает сущность и понятие источников права, он рассматривает его лишь с одной стороны, не беря во внимание немаловажные причины и факторы их возникновения. Шире и глубже раскрывает определение источников права Нерсесянц. Он говорит и о причинах, послуживших их возникновению и формированию, а также и о силах их закрепляющих и формах выражения во вне. Поэтому нам ближе точка зрения Нерсесянца В.С.

Какие же источники права существуют? Все они права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов. Первое к чему мы обратимся это правовой обычай, т.к. он является наиболее древней формой права. По своей природе правовой обычай довольно консервативен, так как возник и результате многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, передающихся из поколения в поколение. Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно. Далее переходим к рассмотрению судебного прецедента. Судебный прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство. Как форма (источник) права юридический прецедент получил наиболее широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта.

Информация о работе Функции государства