Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью написания данной работы будет являться определение тех направлений деятельности государства во внутренней, а также внешней политики, которые сейчас являются главными. Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Понятие, содержание и классификация функций государства. . . . . . . . . . 4
Внутренние функции государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Внешние функции государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Функции государства.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Тема «Функции государства: понятие и классификация»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  1. Понятие, содержание и классификация функций государства. . . . . . . . . . 4
  2. Внутренние функции государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  3. Внешние функции государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.

Контрольная работа посвящена изучению того, какие функции  осуществляет государство, чем оно  занимается, ведь без изучения этого  вопроса нельзя разобраться, какую роль государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Несмотря на то, что по данной теме написано очень  много работ, данная тема является актуальной, как и само государство. На различных этапах развития государственности конкретных обществ главными становятся те или иные направления деятельности государства. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Целью написания  данной работы будет являться определение  тех направлений деятельности государства  во внутренней, а также внешней политики, которые сейчас являются главными.

Подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том, как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемых источников.

 

 

 

 

  1. Понятие, содержание и классификация              функций государства

 

Слово «функция» произошло от латинского functio, что значит «осуществление, исполнение».

Функции государства - это  основные направления деятельности государства по решению стоящих  перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа  и социальное назначение.

Автор Малько А.В. указывает: «содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи»1.

Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития.

Приоритет и масштаб  реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

Морозова Л.А. в своей  работе указывает следующие наиболее значимые признаки функций государства:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь  между сущностной характеристикой  государства и его социальным  назначением, которая (связь) реализуется  в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы  реализации функций государства  (чаще всего правовые), связанные  с применением особых, в том  числе властно-принудительных, методов.2

Таким образом, функции  государства по своему характеру, содержанию и назначению никогда не бывают социально  выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую  сущность и содержание конкретного  государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Поэтому одни и те же функции  у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

Функции государства  не следует отождествлять с функциями  его отдельных органов или  же государственных организаций. Функции  последних, хотя и имеют в большинстве  своем немалую значимость для  жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

Классификация функций  государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже - к отдельно взятым функциям.

В юридической науке  существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие  критерии классификации функций  государства, а именно:

1.      В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние);

  1. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные);
  2. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные);
  3. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные);
  4. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества);
  5. От сфер их приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические);
  6. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные);
  7. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства);
  8. В зависимости от обусловленности "природой всякого общества" (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества - общесоциальные функции).3

Надо отметить, что  классификация функций государства по их важности и социальной значимости является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима.

Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизни, так и, в особенности в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями функция обороны. В условиях экологических и других возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры.

Но надо отметить то, что  у современного государства, осуществляющего  свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.    Внутренние функции государства

 

Внутренние функции  государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.

К внутренним функциям государства относятся следующие.

Экономическая функция  заключается в обеспечении нормального  функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В  демократическом правовом обществе экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство  создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики  и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

В отношении некоторых  особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.

Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.

Таким образом, можно  сказать, что вмешательство государства  в экономику сводится, как правило, к:

-   выработке экономической  политики;

- управлению предприятиями  и организациями, составляющими  государственную собственность;

-    установлению  правовых основ рынка и ценовой  политики;

-   регулированию  внешнеэкономических отношений государства.

Экономическая функция  государства сильно изменилась в  ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и  регулирования всех вопросов экономической жизни. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Одним из эффективных  рычагов влияния государства  на экономику всегда была и остается налоговая система. Функция налогообложения рассматривается многими учеными как самостоятельная функция государства. С их точкой зрения вполне можно согласиться. Так, по мнению Малько А.В., «налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство»4.

Социальная функция  государства - это охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. Главное назначение этой функции - обеспечить общественное благополучие, создать равные для всех граждан возможности в его достижении.

Под нормальными условиями  жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства; безопасный для здоровья труд и адекватная его оплата; социальное страхование и помощь; пенсионное обеспечение; возможность получения образования; медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда; благоприятные условия производственной и коммерческой деятельности; посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, - правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация