Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:50, курсовая работа
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.
Введение 3
1. Понятие, содержание и признаки функций государства………………….
1.1. Понятие и содержание функций государства…………………………..
1.2. Признаки функций
1.3. Классификация функций………………………………………………
2. Общая характеристика основных функций государства…………………...
2.1 Внутренние функции государства…………………………………….
2.2 Внешние функции государства………………………………………..
3. Правовые формы выполнения функций…………………………………….
Заключение 27
Библиография 31
Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Базовыми нормативными актами, регулирующими выполнение рассматриваемой функции, выступают Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ (Часть первая). В них определены виды налогов, объекты налогообложения и сборов, права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и т.д.
Главное назначение названных и других нормативных актов в области налоговой политики – обеспечить эффективную налоговую систему, которая бы не душила, а поощряла рост производства, материальную заинтересованность в нем.
Контроль за исполнением данных законов возложен на Федеральную налоговую службу, которая проверяет правильность заполнения деклараций о доходах и исчисления налогов, своевременность их уплаты, выявляют налоговые правонарушения. Кроме того, он призван обеспечивать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, выдавать лицам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, патенты и регистрационные удостоверения.
Нынешние кризисные явления в экономике с особой остротой поставили перед рассматриваемой функцией задачу оптимального сбора налогов в казну. Однако одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на экономику.
Функция развития культуры, науки и образования. Эта функция сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. В отличие от прежней нынешняя функция развития культуры, науки и образования зиждется на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Статьей 44 Конституции «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.
Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.
В содержание данной функции входят также: государственная поддержка развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по улучшению работы общеобразовательной школы.
Правовую
основу осуществления данной функции
составляют Основы законодательства РФ
о культуре, Закон РФ «Об образовании»
(с изменениями и дополнениями)
Имеющиеся в осуществлении этой функции трудности и упущения, к сожалению, связаны в основном с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки и образования из государственного бюджета.
Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие здравоохранения, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба последствиями стихийных бедствий и др. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.
2.2 Внешние функции государства
Внешние функции
государства – это такие
Функция обороны – это деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Эта функция выражается в предотвращении и отражении возможной агрессии со стороны других стран и имеет следующие задачи: 1) защиты независимости и территориальной целостности государства; 2) организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: а) стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; б) опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; в) укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток.
г) возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; д) распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; е) ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; ж) возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств; з) притязаниями на территорию Российской Федерации.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются
угрозы национальной безопасности Российской
Федерации в информационной сфере.
Серьезную опасность
Функция поддержания мирового порядка заключается в предотвращении войн и вооруженных конфликтов в мире. В этой связи Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам регулирования международных конфликтов. Названная функция выражается: 1) в деятельности соответствующих органов государства по разоружению, ликвидации и предотвращению распространения ядерного оружия, в запрещении его применения;
2) в обеспечении совместных
Функция интеграции в мировую экономику выражается в межгосударственных взаимоотношениях по вопросам производства, распределения, обмена и потребления мирового общественного продукта, т.е. по вопросам создания и распределения товаров, выполнения работ и оказания услуг. Экономическая интеграция базируется на следующих принципах: 1) признание экономического суверенитета каждого государства (каждое государство свободно может распоряжаться произведенным общественным продуктом и своими ресурсами); 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное экономическое сотрудничество, исключение дискриминационных мер. Названные принципы предполагают систему международно-правовой и государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций от национализации и экспроприации и применение этих институтов в равной степени к каждому государству, участнику (субъекту) международных отношений.
Функция межгосударственного сотрудничества – это совместная, обоюдовыгодная деятельность государств между собой в социальной, правовой, научной, культурной и других сферах взаимных интересов государств, а также в решении глобальных проблем. Данная функция проявляется: 1) в создании соответствующих межгосударственных неправительственных организаций, их совместной работе и координации деятельности; 2) в международной экологической сфере по ограничению вредных воздействий на мировую окружающую среду; 3) в международной деятельности по рациональному использованию мировых природных ресурсов.17
III. Правовые формы выполнения функций
В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).
Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.
Законодательная
деятельность заключается в издании
представительными и
Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание – парламент России.
Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию
органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.
Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.18
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная
- государственная деятельность, выражающаяся
в принятие мер по исполнению
норм права. Она состоит
Информация о работе Характеристика функций современного государства