Шпаргалка по "Основам права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:20, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам права"

Вложенные файлы: 1 файл

основы права шпоры.docx

— 89.53 Кб (Скачать файл)

Порядок разрешения трудовых споров. Под трудовыми спорами следует понимать разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, установления либо изменения условий труда.

  • Причинами споров могут быть:
    • недостаточная осведомленность работодателей и работников в трудовом законодательстве, в результате чего оно применяется неверно;
    • несовершенство самого законодательства в быстро меняющихся внешних обстоятельствах;
    • разногласия между работниками и работодателем по вопросам установления новых или изменения действующих условий труда, например введения новых норм выработки;
    • разногласия между работодателем и профсоюзом.
      1. .Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы.
  • Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения управленческого характера.
  • Административное право – совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органами исполнительной власти, государственного управления,  иными организациями.
  • Предметом административного права являются общественные отношения властного организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления.
  • Исходя из содержания предмета, административное право можно определить как систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между органами государственной власти и гражданами либо их объединениями,  в процессе осуществления ими функций государственного управления.
  • Основным признаком административно-правовых отношений является наличие обязательного участника таких отношений – государства,  в лице его компетентных органов, обладающего правом требовать от иных субъектов административно – правовых отношений должного поведения.
  • Административные правоотношения представляют собой определенную систему, элементами которой являются:
  • -  субъекты (участники);
  • - объект (по поводу чего возникли отношения);
  • - содержание правоотношений (поведение субъектов и их юридические права и обязанности).
  • Под субъектами административных правоотношений понимают участников управленческих отношений, которые наделены правами и обязанностями, способностью вступать в административные правоотношения. Участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Характеристика административных правоотношений. виды административно-правовых норм и их особенности

Административное  право – отрасль права, регулирующая общественные отношения управленческого характера.

Под субъектами административных правоотношений понимают участников управленческих отношений, которые наделены правами и обязанностями, способностью вступать в административные правоотношения. Участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д.

Все субъекты административных правоотношений должны обладать таким  юридическим свойством,  как административная правосубъектность, зависящая от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Административная  правоспособность – способность граждан быть носителем прав и обязанностей  в административно-правовой сфере. Правоспособность граждан в ряде случаев, предусмотренных законодательством,  может ограничиваться. Это происходит в связи с совершением административных правонарушений, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав.

Административная  дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере.

Одним из проявления дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. признаваемая государством способность нести юридическую ответственность.

В ст. 4.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  сказано, что административной ответственности  подлежит физическое лицо, достигшее  ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением  случаев, предусмотренных самим  Кодексом.

Однако в ряде случаев,  предусмотренных ч.2 ст. 4.3. КоАП, устанавливается  административная  ответственность  лиц, совершивших запрещенное КоАП  деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); за мелкое хищение (ст. 10.5); за умышленные уничтожение  либо повреждение имущества (ст. 10.9);  за жестокое обращение с животными (ст. 15.45); и др.).

 В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной  деятельности  общественные отношения  регулируются посредством административно-правовых  норм.

Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.

К числу источников административно-правовых норм относятся:

  1. Конституция;
  2. Законы;
  3. нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  4. нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
  5. нормативные акты республиканских органов;
  6. межгосударственные соглашения;
  7. нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.

 

13. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий

Административная  ответственность – вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение.

Административная  ответственность (ст. 4.1.КоАП) выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется  в целях воспитания физического  лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как  самим физическим лицом, совершившим  такое правонарушение, так и другими  физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется  в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного  взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

За совершение административных правонарушений применяются следующие  виды административных взысканий (ч.1. ст. 6.2. КоАП):

- предупреждение;

- штраф;

- исправительные работы;

- административный арест;

- лишение специального  права;

- лишение права заниматься  определенной деятельностью;

- конфискация;

- депортация;

- взыскание стоимости  предмета административного правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38 Понятие, предмет и источники семейного права

Предметом регулирования семейного права является не семья как таковая, а существующие между ее членами отношения.

Предметом семейного  права, т.е. сферой отношений между  членами семьи, которые регулируются нормами семейного законодательства, являются отношения, возникающие из брака, родства или других оснований, приравниваемых законом к родству. В частности, это отношения, связанные с условиями и порядком вступления в брак, прекращением брака и признанием его недействительным, отношения, возникающие между супругами или между родителями и детьми, другими близкими родственниками. К ним приравниваются отношения, возникающие из других оснований (юридических фактов ): усыновления, опеки и попечительства, принятия детей на воспитание в семью (приемная семья, фактическое воспитание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Порядок заключения и прекращения брака

Брак заключается в  органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Регистрация заключения брака устанавливается как с  целью охраны личных неимущественных  и имущественных прав и законных интересов супругов и детей, так  и в интересах общества и государства.

Заключение брака происходит в согласованные сторонами сроки, но не ранее чем через пятнадцать дней и не позже чем через три  месяца после подачи желающими вступить в брак заявления в орган, регистрирующий акты гражданского состояния.

При наличии уважительных причин руководитель органа, регистрирующего  акты гражданского состояния, может  разрешить заключение брака до истечения  пятнадцатидневного срока. При наличии  особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для  жизни лица, вступающего в брак, и другие особые обстоятельства) брак может быть заключен в день подачи желающими вступить в брак заявления в орган, регистрирующий акты гражданского состояния. При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни лица, вступающего в брак, и другие особые обстоятельства) брак может быть заключен в день подачи желающими вступить в брак заявления в орган, регистрирующий акты гражданского состояния.

 Заключение брака производится  в помещении органа, регистрирующего  акты гражданского состояния.  По заявлению лиц, вступающих  в брак, заключение брака может  производиться по месту проживания  одного из них, по месту предоставления  стационарной медицинской помощи  или в другом месте, если  они не могут по уважительным  причинам прибыть в орган, регистрирующий  акты гражданского состояния.

Заключение брака производится, как правило, публично, а по желанию  лиц, вступающих в брак, – в присутствии  двух совершеннолетних свидетелей. По желанию лиц, вступающих в брак, органы, регистрирующие акты гражданского состояния, обеспечивают торжественную обстановку регистрации заключения брака.

Согласно ст. 17 КоБС для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 КоБС.

Брачный возраст устанавливается  в восемнадцать лет.

Прекращением  брака называется обусловленное наступлением определенных юридических фактов прекращение правоотношений, возникших между супругами из юридически оформленного брака.

Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов (ст. 34 КоБС).

Расторжение брака недопустимо  во время беременности жены и до достижения ребенком возраста трех лет  без письменного согласия другого  супруга на расторжение брака  при условии, что он проживает  с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем, за исключением случаев, когда отцовство по отношению  к ребенку признано другим лицом  или по решению суда сведения о  муже как об отце ребенка исключены  из записи акта о рождении ребенка.

При приеме искового заявления  о расторжении брака суд предоставляет  супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для  достижения соглашения о совместных несовершеннолетних детях и разделе  имущества.

По истечении трехмесячного  срока брак расторгается, если судом  будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

 

40 Права и обязанности родителей и детей

К личным неимущественным  правам и обязанностям родителей  относятся права и обязанности  по:

- определению собственного  имени, отчества, фамилии детей;

- определению гражданства  детей в случаях, предусмотренных  законодательством о гражданстве;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам права"