Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:49, шпаргалка
Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения
Законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания.
Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.
Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность
Таким образом, законность выступает в трёх значениях:
Формы законности:
Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.
Закономерность есть объективная, необходима, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.
Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
К тому же словосочетание "наиболее общие закономерности" означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Законы являются объектами правоведения.
Основные отрасли права, изучаемые
правоведением:
1) конституционное право;
2) гражданское право;
3) наследственное право;
4) семейное право;
5) трудовое право;
6) земельное право;
7) налоговое право;
8) административное право;
9) гражданское процессуальное право;
10) арбитражно-процессуальное право;
11)уголовное право;
12}экологическое право;
13)международное право;
14)адвокатура и нотариат.
Реализация права - это применение норм права на практике путем правомерного поведения субъектов права
Способы реализации права определяются в зависимости от вида реализуемой нормы - запрещающей, обязывающей или дозволяющей:
-· соблюдение - это реализация запрещающих норм права, заключающаяся в пассивном поведении, отказе от действий, определяемых правом как правонарушения;
-· исполнение - это реализация
обязывающих норм права, заключающаяся
в активном поведении по
-· использование - это
реализация дозволяющих норм
права, заключающаяся в осуществлении
предоставленных лицу
Индивидуально-правовой характер акта применения права. Акты применения права содержат конкретные предписания, рассчитанные на однократное применение в определенной, фактической ситуации. Они всегда обращены к конкретным адресатам и исчерпываются однократным применением. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов.
Суд, например, часто приходит к выводу о необходимости ее конкретизировать и сформулировать в своем постановлении более конкретное правило поведения общего характера либо включить в такой акт индивидуальное правоконкретизирующее положение, созданное ранее правоприменительными органами при рассмотрении юридических дел, тем самым придав этому положению юридически общий характер. По своим регулятивным свойствам и механизму их образования нормативные правоконкретизирующие положения тождественны конкретизирующим правовым нормам, создаваемым в процессе правотворчества.
Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.
Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.
Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).
Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.
Гражданство – элемент структуры правового статуса правовой личности. Институт гражданства пришел на смену институту подданства.
Состояние гражданства (подданства) также становится юридическим фактом, порождая определенные правоотношения между гражданином и государством (например, обязанность государства охранять граждан, защищать их даже за рубежом и т.д.).
Предпосылкой правового статуса гражданина является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека. Оно отражает юридическую принадлежность индивида к государству, "выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства
Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства
Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.
Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Формационная:
- . В зависимости от
типов экономического базиса
выделяют следующие типы
По типу: Архаическая, эксплутационная и коммунистическая
- Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея
делить государства на основе
социально-экономических
2) она показывает поэтапность,
естественноисторический
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные
факторы как существенные в
тех или иных конкретно-
Информация о работе Шпаргалка по "Теории Государства и Права"