Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
36. Способы учета нормативного акта;
Учет нормативного материала.
Учет законодательства представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержании в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации (-либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов).
Существуют следующие виды учета действующего нормативно-правового материала:
§ Журнальный учет. Ведется путем регистрации в журнале нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.
§ Картотечный учет. Ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке. В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записываются наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.
§ Компьютерный учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченных количествах и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.
Основная задача учета законодательства - это сбор материала и поддержание его в таком состоянии, которое бы позволяло оперативно находить требуемую информацию.
На сегодняшний день существуют различные способы учета. Особое значение на сегодняшний день имеют справочные компьютерные программы. Используемые в настоящее время информационные системы (Консультант Плюс, Гарант, ЮрИнформ, Кодекс, ЮСИАС и т.п.) содержат несколько тысяч нормативно-правовых актов и позволяют вести поиск по различным параметрам (вид акта, название, орган, принявший акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации).
37. Правореализация: понятие и формы;
Известно, что необходимо соблюдать предписания норм права, но никто не обращает внимание, как нормы права претворяются в жизнь, реализуются. Реализация права – это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов. Реализации права есть необходимая сторона жизни права. Реализация права осуществляется в различных формах и особенности этих форм зависит от способов правового регулирования, от того, реализуются ли в данном случае обзывания, дозволения, или запрет. В соответствии с этим различают и четыре формы реализации права:
I.
Соблюдение права – это такая форма реализации, которая состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий (бездействий), нарушающих нормы права. При соблюдении выполняется пассивная обязанность, так как в данном случае не требуется осуществлять какую-либо специальную деятельность по реализации правовых норм, а достаточно не совершать запрещенных правом действий. В этом и состоит главная форма реализации права. Путем соблюдения реализуются запрещающие нормы права: не тогда, когда кто-то их нарушает, а когда воздерживается от нарушения установленных правом запретов. Соблюдения норм права осуществляется субъектами, как правило, добровольно, и если же предписания правовых норм не соблюдается, их реализация сожжет быть достигнута с помощью государственного принуждения.
II.
Исполнение права – это форма реализации, которая состоит в обязательном совершении предусмотренных нормами права действий. В отличие от соблюдения, при данной форме реализации происходит исполнение активных юридических обязанностей. В данной ситуации субъекты должны совершать активные действия, предусмотренные нормой права. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права. Исполнение права предполагает существование механизма, принуждающего в случае необходимости к выполнению возложенной юридической обязанности. Обращения, заявления, жалобы в соответствующие органы государства приводят этот механизм в действие, и заставляют обязанное лицо, например, вернуть долг, возместить ущерб, выполнить какую-либо работу и так далее.
III.
Использование права – это такая форма реализации, которая состоит в осуществлении субъектами своих прав. В отличии от соблюдения и исполнения связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование права представляет собой совершение дозволенных правом действий, поэтому путем использования реализуются управомочивающие нормы права. Совершая, например, продажу или дарение какой-либо вещи, собственник осуществляет свое право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, то есть реализует норму права, закрепленную в статье 209 ГК РФ.
Использование права предполагает активное сознательное расположение к своим правам и свободам, так как субъект имеет возможность осуществить выбор различных вариантов поведения. Главное, что при этой форме реализации у субъекта есть выбор вариантов поведения.
Но с этим выбором, с возможность использования своих прав и связан такой феномен, как злоупотребление правом. Употребление либо использование права во зло, в ограничении прав и свобод других появляется там и тогда, где и когда нарушается мера разумного социального поведения, нарушается баланс своих и чужих прав.
Субъектами соблюдения, исполнения и использования правовых норм выступают различные государственные органы, должностные лица, граждане и их объединения. Данные формы называются формами непосредственной реализации права, потому что субъекты права реализуют установление правовых норм непосредственно сами в процессе своей деятельности.
IV.
Особой формой реализации пава является его применение.
38. Правоприменение: сущность, понятие, стадии;
Применение права осуществляется в тех случаях, когда соблюдение, исполнение и использование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов, наделенных государственно-властными полномочиями. К таким ситуациям относятся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Таким образом, применение права – это особая форма реализации норм права государственными органами, которая обеспечивает осуществление правовых предписаний гражданами и юридическими лицами. Применение права – это единый, сложный процесс. Он складывае6тся из взаимосвязанных различных действий, которые принято называть стадиями применения права. Основными из них являются:
1.
2.
3.
39. Правоприменительные акты: сущность, понятие, структура;
Юридическим итогом правоприменительной деятельности является акт применения норм права (правоприменительный акт). Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуально конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела. В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принимаемые в процессе применения норм права и в них, так или иначе, отражаются основные особенности актов применения права. Акты применения права являются актами, изданными компетентными органами, имеют государственно-властный характер и обязательны для исполнения всеми лицами, которым они адресованы (например, решение о назначении пенсии конкретному лицу, решение суда по гражданскому делу, постановления следователей, дознавателей в процессе расследования уголовного дела и т.д.).
Правоприменительные акты следует отличать от нормативных актов:
1.
2.
3.
4.
Правоприменительные акты весьма разнообразны и могут быть классифицированы на определенные виды по самым различным основаниям:
I.
1.
2.
II.
1.
2.
III.
1.
2.
IV.
1.
Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных норм права в связи с правомерным поведением людей.
2.
Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение.
V.
1.
К ним относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела. Однако во многих случаях предусматривается наличие не только основного, но многих подготовительных вспомогательных правоохранительных актов, которые должны быть обязательно вынесены до окончательного разрешения ситуации.
2.
Любой акт применения права должен содержать определенные части, без чего он будет неправомочным. Соблюдение формы правоприменительного акта является необходимым условием его правильного документального оформления.
По своей структуре акты применения права содержат следующие части:
- вводная часть - эта часть должна содержать наименование акта, название органа, его принявшего, место и время издания акта и т.д.
- описательная часть - в этой части излагается фабула дела, описывается существо вопроса; здесь излагаются обстоятельства, установленные на первой стадии правоприменительного процесса;
- мотивировочная часть - в этой части дается анализ доказательств, их оценка, обосновывается выбор юридических норм, излагаются выводы, сделанные при анализе юридических норм и фактических обстоятельств и т.д.;
- резолютивная часть - в этой части излагается само решение по делу, содержатся конечные выводы властные веления, адресованные конкретным лицам.
Акт применения права представляет собой официальный документ, следовательно, он должен иметь все атрибуты документа: печати, подписи должностных лиц, в некоторых случаях требуется особое заверение акта. Только при выполнении всех этих условий акт применения права имеет юридическую силу, влечет юридические последствия.
40. Пробелы в законодательстве и способы их восполнения;
Иногда возникают ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следуют по меньшей мере два вывода: -либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера, -либо же налицо пробел в праве.
В литературе обычно выделяют действительные и мнимые пробелы. Действительный пробел - это отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Пробел в собственном смысле слова имеется, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или в какойто части не предусмотрено или предусмотрено не полностью.
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права. В этом случае, возможно, налицо т.н. "преднамеренный" или "умышленный" пробел. Имеется в виду, что законодатель сознательно оставил вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или на усмотрение практических органов. Сюда же можно отнести случаи, когда закон содержит ссылки на какие-либо факторы, лежащие вне его (добрые нравы, практику и т.п.), а правоприменителю предоставляется конкретизировать абстрактные понятия, употребленные в законе.
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений потребностями практического решения дел, основными принципами, смыслом и содержанием действующего законодательства.
Вообщето более точным будет говорить о пробеле в законе, т.к. он является формой воплощения права и именно в процессе отражения права в законодательстве возможны определенные упущения. Если развить этот вопрос, то можно выделить следующие виды пробелов:
· пробел в позитивном праве - это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, ни нормативного договора, которые регулировали бы спорное отношение;
· пробел в нормативно-правовом регулировании - отсутствие норм закона и норм подзаконных актов;
· пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) - отсутствие закона (акта высшего органа государственной власти) вообще;
· пробел в законе - неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.
Далее мы будем говорить о пробелах права в целом, т.е. обо всех обозначенных случаях.
Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны особенно в первые годы формирования системы права. В условиях же развитой системы законодательства наличие пробелов нежелательно.
Причинами пробелов в праве являются
динамизм права,
несовершенство законодательства,
недостатки юридической техники.
Способами преодоления пробелов являются
· устранение пробелов,
· восполнение пробелов.
Устранение пробела - это монополия законодателя, только он может устранить пробел, приняв соответствующую норму права.
Восполнение пробела - это часть деятельности правоприменителя, в процессе которой пробел восполняется путем применения к данным обстоятельствам норм права, регулирующих аналогичные обстоятельства.
При наличие пробела в праве правоприменителю предписывается законодателем различное поведение. Первый вариант поведение закреплен в уголовных и уголовно-процессуальных кодексах. Здесь действует принцип: "Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания без прямого указания закона". Единственным выходом для практика в такой ситуации является отказ в возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного решения. Применение аналогии в сфере уголовного права недопустимо.
В отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или проступком действует иное правило. Гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно в силу общих начал и смысла законодательства.
Средствами восполнения пробелов в этих случаях являются аналогия права, аналогия закона и субсидиарное применение права.
Аналогия права - это такой логический метод применения права, при котором юридическое дело решается исходя из общих начал и смысла законодательства, хотя и не нашедших выражения в конкретной норме.
Аналогия закона - разрешение конкретного дела на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные общественные отношения.
Условия применения аналогии:
отсутствие нормы права, регулирующей данный конкретный случай;
рассматриваемый случай должен находиться в сфере правового регулирования;
законодатель допускает возможность применения права по аналогии в этой области.
Аналогия права возможна только тогда, когда нет нормы, регулирующей сходные общественные отношения (т.е. если невозможно применить аналогию закона).
Субсидиарное применение права - это разрешение конкретного дела на основе привлечения норм права из другой отрасли права.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"