Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 20:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
41. Понятие и структура механизма правого регулирования;
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой механизм. Механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Механизм правового регулирования как совокупность правовых средств включает в себя в качестве основных элементов: нормы права и принципы права, выраженные в законных и подзаконных актах, юридические факты, правовых отношения, акты применения права. Их метод в механизме правового регулирования определяется той ролью, которою выполняет каждый из них в процессе правового воздействия на общественные отношения. Каждый элемент механизма правового регулирования выполняет свои задачи и функции. Нормы права определяют общую программу поведения субъектов в предусмотренных законом ситуациях.
Юридические факты и акты применения права служат возникновению, изменению, прекращению правоотношений. В правоотношениях происходит перевод юридических моделей в правомерное социально-полезное поведение субъектов. Достаточно проанализировать несколько примеров, таких как назначение пенсии, привлечение к уголовной ответственности, взыскание алиментов, чтобы убедиться, что в каждом конкретном примере задействованы все элементы механизма правового регулирования. Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия «правовое регулирование». Однако понятие «механизм правового регулирования» позволяет:
Механизм правового регулирования– это единая система правовых средств, посредством которых осуществляется комплексное воздействие на поведение субъектов правоотношений для удовлетворения общественно полезных целей.
Элементы механизма правового регулирования:
1) нормы права;
2) правоприменительный акт;
3) правовые отношения;
4) актыы реализации субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.
Виды механизма правового регулирования:
1) простой– это механизм, используемый для регулирования только одного правового акта;
2) сложный– это механизм, используемый для реализации одного акта с помощью других вспомогательных актов.
Методы правового регулирования:
1) субординация (централизованное регулирование),при котором регулирование осуществляется на основе властно–императивных начал;
2) координация (децентрализованное регулирование),при котором регулирование осуществляется под влиянием субъектов правоотношений путем договоров, односторонних правомерных юридических действий.
Способы правового регулирования:
1) запрет;
2) дозволение;
3) обязывание.
Средства правового регулирования – это единая система правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений. Виды средств:
1) в зависимости от категории:
а) средства–инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.;
б) средства–деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;
2) по юридической значимости:
а) основные;
б) вспомогательные;
3) по функциональному назначению:
а) регулятивные;
б) охранительные;
4) по характеру права:
а) материальные;
б) процессуальные;
5) по времени действия:
а) однократные;
б) многократные;
6) по форме деятельности:
а) нормативные;
б) индивидуальные;
7) по предмету правового регулирования:
а) уголовно–правовые;
б) гражданско–правовые и т. д.;
8) в зависимости от предоставления или ограничения прав:
а) стимулирующие;
б) ограничивающие.
42. Понятие, виды и способы толкования права;
Толкование норм права - это интеллектуальная деятельность по выявлению подлинной воли законодателя, выраженной в норме права.
Необходимость толкования норм права вызывается рядом причин :
- норма права носит общий характер, а применять ее надо к конкретной жизненной ситуации;
- юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;
- толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного. Понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными;
- толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем, смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права;
- толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражения "и т.д.", "и т.п.", "иные", "другие".
Значение толкования норм права:
- является важным условием эффективной реализации норм права;
- обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;
- неправильное истолкование нормы права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;
- выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;
- способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.
Процесс толкования права включает в себя два этапа:
§ уяснение содержания норм права,
§ разъяснение содержания норм права.
Уяснение - обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.
Разъяснение - этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других
Способы толкования.
Толкование-уяснение достигается при помощи определенных приемов (способов) :
§грамматического (филологического);
§ логического,
§ систематического,
§ историкополитического (историкоцелевого),
§ специальноюридического,
§ функционального.
Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений .
Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). При этом юристу приходится всецело опираться на знание языка, хотя при анализе текста нормы права могут потребоваться специальные юридические знания для определения значения специфических юридических терминов (например, "состав правонарушения", "осужденный", "неустойка", "представительство" и т.п.).
Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Связь между нормами права отражает объективно существующую связь регулируемых общественных отношений Поэтому только с учетом этих связей можно понять подлинный смысл каждой из правовых норм.
Выяснение связи необходимо также и потому, что в других нормах могут устанавливаться какие-либо изъятия из общего правила, -либо внесены коррективы в ранее принятые нормы, -либо могут обнаружиться пробелы, прежде всего в коллизионных нормах
Историкополитический способ состоит в вы-яснении историкообщественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие. Без историкополитического уяснения содержания правовой нормы создается опасность вынесения таких решений, которые будут формально правильными, а по существу некорректными. Формальное применение закона является одним из грубейших нарушений законности. Применение правовой нормы требует правильного раскрытия ее политического смысла и четкой оценки всех существенных обстоятельств рассматриваемого дела.
Телеологичексое (целевое) толкование тесно связано с предыдущим, по сути их можно объединить в единый интеллектуальный акт. Целевое толкование предполагает уяснение целей издания данной нормы для того, чтобы в процессе применения воплотить подлинную волю законодателя. Чаще всего цели правовой нормы формулируются в самом тексте закона в пре-амбуле или в виде отдельной статьи (например, задачи УК РФ сформулированы в ст. 2).
В текстах юридических норм часто встречаются относительно определенные формулировки, требующие раскрытия и конкретизации применительно к различным индивидуальным случаям. Например, закон считает нарушением трудовой дисциплины прогул без уважительной причины. Для правильного понимания причины прогула, признания той или иной причины уважительной или неуважительной необходимо глубокое уяснение общественнополитического смысла нормы трудового законодательства.
Специальноюридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специальноюридическое толкование включает ряд приемов:
- нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;
- конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важное значение имеет то, какой это договор - куплипродажи или дарения);
- определение отраслевой принадлежности правовых норм,
- терминологическое толкование ("неустойка", "штраф", "пеня", "залог", "поручительство" и т.д.).
Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда).
Функциональный способ толкования выделяется не всеми авторами. Под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историкополитическим.
Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Виды толкования права:
Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер. Официальное толкование в свою очередь (в зависимости от толкующих субъектов) делится на:
1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;
2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;
3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.
Виды неофициального толкования:
1) обыденное;
2) профессиональное;
3) научное.
Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.
Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.
Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.
Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).
В зависимости от объема толкование делится на:
- буквальное (адекватное) - это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;
- расширительное (распространительное) - это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;
- ограничительное - в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения.
43. Правонарушение: понятие, признаки, виды;
Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, наносящее вред личности, обществу или государству.
Признаки правонарушения:
§ это всегда деяние, т.е. фактически совершаемый акт поведения; деяние может быть двояким:
- действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка), оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, пропаганда национальной вражды и т.д.);
- бездействие - таковое признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было чтото сделать, но не сделало (прогул, безбилетный проезд, оставление человека в опасности и т.д.);
§ общественная опасность - состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;
§ противоправность - правонарушение есть акт противный праву, его нормам, это нарушение права;
§ виновность - характеризует психическое отношение лица к содеянному, к совершенному правонарушению;
§ влечет юридическую ответственность - проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность, в противном случае деяние нельзя рассматривать как противоправное. В отношении преступлений этот признак называется наказуемостью.
В юридической науке разработано понятие состава правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения в соответствии с элементами его структуры:
- объект,
- объективная сторона,
- субъект,
- субъективная сторона.
Субъектом правонарушения может быть деликтоспособное физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо. Субъект правонарушения закреплен в гипотезе юридической нормы (например, халатность (ст. 293 УК) может быть совершена только должностным лицом).
Объектом правонарушения является то, на что оно направлено, т.е. общественные отношения, на которые посягает данное деяние. Особо выделяют предмет правонарушения, те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб, - собственность, жизнь, здоровье, общественный порядок и т.д. Объект четко закреплен в правовой норме.
Объективную сторону правонарушения характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона четко закреплена в законе. Описание в статье закона деяния и является закреплением его объективной стороны.
Субъективная сторона правонарушения сопряжена с понятием вины, т.н. психическим отношением лица к содеянному. Различают две основные формы вины:
- умысел и
- неосторожность.
Причем умысел бывает двух видов:
- прямой умысел выражается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего деяния, в предвидении общественно опасных последствий и желания их наступления;
- косвенный (эвентуальный) умысел заключается в осознании правонарушителем общественно опасного характера своего действия, в предвидении общественно опасных последствий и сознательном допущении их.
Неосторожность также бывает двух видов:
- самонадеянность состоит в предвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, соединенном с легкомысленным расчетом на их предотвращение;
- небрежность выражается в непредвидении правонарушителем возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя по обстоятельствам дела он мог и должен был их предвидеть.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"