Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

заруба 2.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Единство государства  окрепло с утверждением на королевском  престоле Саксонской династии (919 — 1024). Были временно преодолены междуусобные распри, несколькими удачными внешними войнами в основном определены территории, принадлежащие королевству, установлено особое политическое место короля в феодальной иерархии — король Оттон I был коронован (в условном центре государства — Аахене). Формирование единой государственной организации королевства было своеобразным в силу большой зависимости королевской власти от племенных герцогств. Становление государственности в Германии шло в опоре на церковь как единственную носительницу государственного начала.

XI–XII вв. в Германии сформировались основные классы — сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежалигерцоги — племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали также фогты — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI–XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. него вошли и крупнейшие церковные магнаты — "князья церкви". Окончательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство  образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе  Генриха I (919–936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. число рыцарей зачастую зачислялись иминистериалы, которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. XII в. еще сохранялось деление на "благородных" и "неблагородных" рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и  духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так  называемые щиты. "Саксонское зерцало" (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных "щитов" (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т. д. ранги были включены и "неблагородные" свободные, получившие название "шеффенское сословие". Из них подбирались судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию "благородных".

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории — свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики — это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении  не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.

пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей — бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. XI–XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей — горожан.Взаимоотношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился.

Раннефеодальная монархия. первой трети X–XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

Временному усилению королевской  власти способствовала деятельность Оттона I (936–973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий". Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). "Епископальная система" Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель.

Эти доходы составляли материальную основу относительно сильной королевской  власти, равно как и доходы от других исключительно королевских  прав (регалий), главной из которых  было право на осуществление высшего  суда. Германский король "творил справедливость", издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос двенадцатый.  

Германия в период феодальной раздробленности. Олигархия курфюрстов.

XIII–XIV вв. Германия окончательно распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономически и политически разобщенных регионов.

Одновременно завершается  оформление системы сословий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в  Германии непосредственно из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дробность  и отсутствие единства в масштабе всей страны. империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

связи с дальнейшим расширением  и усилением политической роли сословия князей среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристократов, которые и раньше оказывала решающее влияние на выборы королей, — так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Из феодальной иерархии германского  средневековья почти полностью  исчезает среднее дворянство. Часть  его возвысилась до положения  князей, другая перешла в ряды низшего  дворянства. свою очередь, низшее дворянство — основная масса рыцарства — утрачивает былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, значительная часть его разоряется.

Происходит и дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Высшее духовенство Германии было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах, и входило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духовенство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населению.

Социальное расслоение в  германских городах привело к  образованию трех различных групп. Городская верхушка (патрициат) держала  в руках все городские должности, передаваемые по наследству. Бургомистры  имперских городов, избиравшиеся из патрициата, представляли город в  рейхстаге. оппозиции к патрициату стояли две другие группы: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

Германии XIV в. выделилось три района с различным положением крестьянского населения. Саксонии распространилась практика отпуска крестьян на волю без земли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена денежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные наделы, экономическую самостоятельность и личную свободу. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усиливается тягловое бремя, происходит захват общинных земель, что, как и в других странах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных доходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерского поместья.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие империи оказали Реформация (Реформация — религиозное по форме, буржуазное движение под лозунгом реформы  католической церкви), крестьянская война 1525–1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. Реформация еще больше разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Тридцатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступление крестьянства привела к сильному ослаблению городов и буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхушки. Все это способствовало закреплению германской раздробленности.

Вследствие всех перечисленных  причин королевская власть в Германии оказалась крайне слабой.Феодальная раздробленность государства была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Сак-сен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством, голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей империи вести войны друг против друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль, Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья получали все права самостоятельных властителей. Объединявшая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции — все это принадлежало курфюрстам.Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до Золотой буллы.Очень скоро вошло в обычай предъявлять императору при избрании его на престол определенные условия, которым он обязан был следовать. Со временем они получили название «избирательных капитуляций».В XV в. независимость отдельных земель установилась столь прочно, что курфюрсты уже не страшились передачи императорской короны в руки одной династии. Эта корона сохранилась у династии Габсбургов. Последние были вынуждены отказаться от попыток восстановления единства Германии, ограничиваясь политикой увеличения владений своего дома.

 

Вопрос тринадцатый.   

Общая характеристика Салической правды.

Параллельно с формированием государственности  у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др. Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в после дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де лится на титулы (главы). 
Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие об щих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные, этапы архаи ческой судебной процедуры. 
Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен ном строе франков начала VI в.

Представляет собой сборник  записей древних обычаев приморских франков, написанный на латыни. В нем  содержатся судебные случаи, которые  в результате многократного их повторения превратились в обычаи. Включает в  себя Пролог, 65 титулов и Эпилог. Салическая правда: общая характеристика Сборник создавался как судебное руководство в деятельности судей. Он не включал в себя какие-то систематизированные правовые нормы, в нем содержались лишь конкретные казусы, взятые из жизни. Создание этого судебника, в котором были закреплены наиболее распространенные случаи, было необходимым, поскольку правовые обычаи могли варьироваться в зависимости от местности. Они были менее надежными

Структурно Салическая правда делится на титулы, которые называются (в старом списке (507-511 pp.) Таких титулов 62, а в поздних (при Карле Великом (768-814)) - 70), а титулы делятся на параграфы. Некоторые из них имеют дополнения, сделанные с помощью королевских указов.Одним из ведущих задач, решала Салическая правда, была защита частной собственности, пришедшей на смену коллективной собственности. Несмотря на то, что Салическая правда использовалась в тогдашних судах, она не была сборником систематизированы изложенных правовых норм, касающихся всех аспектов жизни общества.Для этого сборника были характерны: очень большая казуистичнисть, неполнота, фрагментарность, бессистемность, формализм и партикуляризм. Содержание Салической правды свидетельствует о том, что это был сборник феодального права. После распада Франкского государства, завершение феодализации и образования на ее территории многих народностей Салическая правда потеряла свое значение.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"