Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

заруба 2.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Очень привлекательным был  состав Совета Курии – 5 прорек. Юристов, 2 из 5 – лица духовного звания

  1. Вошли все королевские вассалы
  2. Дела  о кассации

С 13 века королев курия  разделилась.

Первый суд – суд  корол скамьи ( все уголов дела, кассац жалобы, аппеляц жалобы)

Суд общих тяжб (имущ правоотношения)

Институт разъездных судей (контроль над местными шерифами)

С 1176 стали практиковаться ежегодные выезды, чтобы разбирать  иски, связанные с интересами короны.

 

Вопрос восьмой.

Сословно-представит монархия в 13-15: развитие англ парламента.

В период  ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества.  Сословная монархия была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвязанности с земельной  собственностью. 
Высшее сословие пэров (равных) было весьма немногочисленным; это было одной из особенностей социальной структуры, сформированной английской ленной монархией. Сословие включало до 50 высших духовных лиц и до 50 светских феодалов, получивших титулы. Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием  финансовыми и административными привилегиями. Пэры были наследниками фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом; большинство из них составляли и королевский двор. 
Вторым по значимости было сословие рыцарей. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные – на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда. Рыцарское сословие не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем.

 В период расцвета  феодальных отношений сохранилось сословие свободных держателей фригольдеров, в него объединялись и обладатели мелких рыцарских ленов, и ведущие собственное хозяйство крестьяне, и отчасти городское население. Основной привилегией этого сословия (обязанного нести военную службу и уплачивать налоги) и одновременно отличием было право личного участия в судопроизводстве. 
Наиболее многочисленной категорией неполноправного населения было сословие вилланов. За право держания земельного надела вилланы несли натуральные и денежные повинности, в том числе не менее 3 дней отрабатывать на господской земле. В полицейском и судебном отношении вилланы были подчинены управляющим манором или доменом. Вилланы считались объединенными в общины.

 Сословие горожан в позднее средневековье еще не вполне сформировалось в правовом отношении. Население городов считалось общинами на королевских землях. Это в значительной степени препятствовало становлению городских привилегий и иммунитетов. На совершенно особом положении была столица – Лондон, получившая статус графства.

 Принадлежность к сословной  иерархии была принудительной. В  развитие древних англосаксонских  законов, всем свободным и несвободным  предписывалось вступить под  покровительство высших. 

Началом сословного представительства  были собрания вассалов короля, которые  с середины XII в. стали обязательной частью государственной жизни. В 1146 г. с участием баронов и епископов  были утверждены Кларендонские статьи.

В Великой хартии 1215 г. была специально оговорена обязанность  короны созывать в необходимых случаях и в специальном порядке «архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов... и кроме того... всех тех, кто держит от нас непосредственно... к определенному дню и в определенное место» (ст. 14).

1263-1267 – . гражд война, после которой укрепилась парламентская система.

1258  - принятие оксфордских провизий. В каждое графство были выделены  по 4 рыцаря. Шерифы назначались по  представлению баронов. 

Проблема чистки гос аппарата.

В результате рыцари потребовали права  на контроль деятельности шерифов.

1259 – документ «вестминистерские провизии»

Рыцарские бакалавры – оруженосцы, которые готовились стать рыцарями.

Вестминистерские провизии подписала и часть баронов. Главой баронской позиции стал Симон де Монфор. Кроме рыцарей и фригольдеров на сторону монфора встали и горожане + помощь лондона

1264г. – битва при льюисе, в которой войска монфора нанесли поражение генриху 3.

15 месяцев стоял у власти монфор.

В 1265 созыв совета королевства (представители  от баронов, епископы, по 2 рыцаря от каждого  графства, по 2 представителя от каждого  города) – Первый парламент

Часть баронов стала искать открытые соглашения с королем

 

Монфор оказался сильным диктатором

К 1265 погиб в одной из битв со сторонниками короля

Но парламент сохранился.

 

Укрепление парламента при Эдуарде 1 (1272-1307)

Эдуард 1 решил заручиться поддержкой парламента, создал «образцовый парламент»

1295 – созыв «Образцового парламента».  Туда вошли все прямые вассалы   короля, представительство рцыарей, от графства (2) и по два от городов.

Принцип 2+2 – формирование палаты общин.

 

Обращение к парламенту:

- решение финансовых вопросов

Принцип наслед передачи престола

Стал использоваться парламент  как противовес для борьбы с крупными феодалами.

 

Подтверждение Хартии 1297г. (право парламента утверждать или отменять королевские  налоги)

Королевская власть признала обязательным представительство парламента от общин, что привело к утверждению двухпалатного парламента (1297)

 

Палата лордов включала в себя светских и духовных феодалов. Приглашались особыми грамотами короля.

Палата общин – это рыцари и горожане.

Руководителем палаты лордов являлся  лорд-канцлер. Председатель палаты общин  – спикер.

 

С 15 века постепенно возникает союз между королем и парламентом.

В представлении англичан, по обычаю, власть  короля стоит выше закона и следовательно парламент не ограничивает королевскую власть а наоборот усиливает ее

 

1429 – к выборам допускаются  те, кто проживает по месту  проведения собрания + имущественный  ценз (свободное земельное владение, дающее доход в 20 шиллингов  или любой иной доход не  менее 40 шил)

 

В селах избирателями могли быть только дворяне (1445). Избират списки контролировались местными судьями.

В городах получал право посылать в парламент на основе корол пожалования. В число избирателей входили лица, работающие в город самоуправлении  и вся город знать.

 

К концу 15 века в англии было 174 горда. И только 101 отправлял депутатов в парламент.

Парламент обладал законосовещат функцией. По обычаю издание законов – привилегия короля. А король спрашивал мнения у совета знати.

С 1382 в англии закреплено правило, согласно которому законы без парламента не утверждаются, так как законы касаются общей жизни государства.

 

В 15 веке при генрихе 6 сложилась практика внесения законопроекта на парлам обсуждение.

Совместное постановление двух палат не требует согласия короля, но при этом за королем оставалось право издавать приказы без согласования с парламентом.

Кроме корол указов издавались статуты (совместные постановления короля и парламента)

 

Несмотря на компромиссную систему  за королем оставалось право «вета» - мог приостановить законопроект.

1689г – билль о правах –  но право вета не отменилось

За парламентом оставалось право  создания парламентских биллей

 

К 14 веку – процедура импичмента.

1376г – закреплена контрольная  функция – введена процедура  импичмента в отношении корол администрации

 

У парламента появилось право обвинения  долж лиц в злоупотреблении.

К 16 веку – укрепление парламента

 

Депутаты палаты общин получали вознаграждение (жалование платил электорат). Полномочия были рассчитаны на один созыв.

В новые выборы кандидаты шли  заново.

Парламент – самостоятельный институт власти.

Глосторские декларации 1408 :

- лорды получили право совещаться  в гос делах

- такое же право закрепилось  у палаты общин

- право свободы парлам прений

 

 

Вопрос десятый.

Этапы развития феодальной государственности во Франции 10-15 вв. Возникновение сословного представительства.

история феодального государства  Франции включает следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.).

Феодализм стал господствующим общественно-экономическим  укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная  система.

 Власть короля во Франции  была ограничена советом знати,  которая избиралась королем. В  период феодальной раздробленности  в совет короля вошли знатоки  государственного права -  легисты.  Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил   дворцовый граф . Глубокие перемены во Франции связаны с именем Людовика IX (1226-1270), который заявил: "Во Франции имеется только один король".

В своем домене им были прекращены частные войны. Феодалы, решившие начать военные действия, за 40 дней до начала войны, передавали спорный вопрос на рассмотрение короля. Обращение к  королю за судебной защитой облагалось пошлиной.  
Была произведена  военная реформа, в содержание которой вошло формирование наемного войска, а в городах - милиционного ополчения.  
Совет короля (курия) был разделен на две палаты - финансовую и судебную.  Финансовая палата  следила за поступлением в казну доходов из его домена от вассалов, городов, духовенства.  Судебная палата  вскоре стала называться парламентом, этот орган выполнял функции высшего суда. Легисты (знатоки римского права) возбуждали уголовные дела против тех, кто не желал отдавать свою землю короне. На территории домена введена единая денежная единица. Введена система специализированных инспекторов.  
Реформы Людовика IX содействовали усилению королевской власти. К XI в. во Франции сложилась следующая  социальная структура.  На вершине феодальной лестницы стоял король,  однако, многие крупные феодалы считали себя равные королю - герцоги и графы. Филипп IV созвал  Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.  
Органы сословного представительства получили название  Генеральных Штатов . С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, но не превратились в постоянно действующий средневековый парламент.

XIV–XV вв. во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий. Оформление трех крупных сословий не означало исчезновения унаследованного еще от предыдущего периода иерархического строения класса феодалов. Однако ради укрепления своих общих позиций феодалы были вынуждены поступиться былой самостоятельностью, отказаться от некоторых традиционных сеньориальных привилегий. Консолидация сословного строя означала постепенно прекращение истребительных междоусобных феодальных войн и установление новых механизмов улаживания внутриклассовых конфликтов.

 Первым сословием было  духовенство : должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.

 

 Дворянство  - слуги  короля. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов.  
Городское население и крестьяне-цензитарии  - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав.

 Каждое сословие  собиралось и заседало в Генеральных  Штатах отдельно.

 В XI вв. произошло окончательное  оформление  феодально-зависимых крестьян(сервы), правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.   Серв  не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.  
Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли  вилланы: считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу,  уплачивали сеньору оброк, ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.

 XII век - век появления и развития новой социальной группы -  городское население  , правовой статус которого был универсальный.

 

 

 

 

Вопрос одиннадцатый. 

Развитие феодальной государственности  в Германии. Священная римская империя германской нации.

С распадом империи Каролингов (середина IX в.) на исторических территориях германских племен образовалось самостоятельное Восточно-Франкское государство. В королевство вошли земли преимущественно с германским населением. Такая этническая сплоченность была редкой для средневековья. Королевство не обладало, однако, государственно-политическим единством. К началу X в. Германия представляла совокупность герцогств, крупнейшими из которых были Франкония, Швабия, Бавария, Тюрингия, Саксония.

Герцогства не были реально  взаимосвязаны друг с другом, они  существенно различались даже по социальному укладу. В западных областях прочно утвердился вотчинно-ленный феодализм, почти не осталось свободного крестьянства, возникали новые социально-экономические центры — города. В восточных областях феодализация общества была слабой, социальный уклад был сориентирован на общинные связи, сохранялись значительные территории с догосударст-венным бытом варварских времен; там только появлялись позднейшие из варварских правд (см. § 23).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"