Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:19, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Содержание

1. Предмет и метод теории государства и права
2. Функции теории государства и права
3. Соотношение и взаимосвязь государства и права
4. Причины и формы возникновения государства
5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
6. Соотношение общества и государства
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
8. Понятие и определение государства
9. Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования
12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства
13. Понятие и элементы формы государства
14. Соотношение типа и формы государства
15. Форма государственного правления: понятие и виды
16. Форма государственного устройства: понятие и виды
17. Политический режим: понятие и виды
18. Место и роль государства в политической системе общества
19. Понятие и классификация функций российского государства
20. Характеристика основных внутренних функций российского государства
21. Характеристика основных внешних функций российского государства
22. Формы осуществления функций государства
23. Механизм государства: понятие и структура
24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
25. Орган государства: понятие, признаки, виды
26. Понятие, сущность и определение права
27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
28. Принципы права: понятие и виды
29. Соотношение экономики, политики и права
30. Функции права: понятие и классификация
31. Понятие и структура правосознания
32. Правовая культура: понятие и структура
33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы
34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
35. Соотношение права и морали
36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
37. Представительно-обязывающий характер правовых норм
38. Эффективность правовых норм
39. Структура нормы права
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
41. Классификация норм права
42. Понятие и виды форм права. Источники права
43. Правотворчество: понятие, принципы, виды
44. Понятие и виды нормативно-правовых актов
45. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
46. Закон в системе нормативно-правовых актов
47. Основные стадии законодательного процесса в РФ
48. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды
50. Понятие и структурные элементы системы права
51. Частное и публичное право
52. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
53. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
54. Институт права: понятие и виды
55. Соотношение системы права и системы законодательства
56. Понятие и основные принципы законности
57. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
58. Гарантии законности: понятие и виды
59. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью
60. Стадии процесса применения норм права
61. Юридические коллизии и способы их разрешения
62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
63. Толкование права: понятие и виды по субъектам
64. Акты официального толкования: понятие и виды
65. Способы и объем толкования правовых норм
66. Пробелы в праве и способы их преодоления
67. Юридическая практика
68. Правовое отношение: понятие и признаки
69. Предпосылки возникновения правоотношений
70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения
71. Понятие и виды субъектов правоотношений
72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
73. Правовой статус личности: понятие и структура
74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
75. Объект правоотношения
76. Понятие и классификация юридических фактов
77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
79. Понятие, признаки и виды правонарушений
80. Юридический состав правонарушения
81. Понятие и признаки юридической ответственности
82. Презумпция невиновности
83. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы
84. Основные теории происхождения государства
85. Социологическая школа права
86. Естественно-правовая теория
87. Историческая школа права
88. Психологическая теория права
89. Нормативистская школа права
90. Юридическая техника

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по теории государства и права_Зубанова С.Г_2010 -64с.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

8) обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

21. Характеристика основных внешних функций российского государства

 

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

В последние десятилетия произошли  значительные изменения не только в  России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

1. Военную – в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

2. Функцию сотрудничества с другими государствами – она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

Среди главных направлений  межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1) в экономике;

2) поддержании мира и мирового правопорядка;

3) природоохранительной деятельности;

4) борьбе с международной преступностью;

5) сфере науки, культуры, образования;

6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

22. Формы осуществления функций государства

 

Формы осуществления  функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

Функции – то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;

2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

3) оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;

4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

1) организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

2) организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;

3) организационно-идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

Существует также иная точка  зрения, в соответствии с которой  формы осуществления функций  государства являются деятельностью  главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

4) контрольно-надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций  государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

23. Механизм государства: понятие и структура

 

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма  государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма  государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства  составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства  действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

 

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов  организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам  относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации  и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

25. Орган государства: понятие, признаки, виды

 

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"