44.Способы изложения
норм права в статьях нормативно-правовых
актов. Эти способы различны, и все
их многообразие можно представить следующим
образом: все три элемента логической
структуры нормы права -гипотеза, диспозиция
и санкция включаются в одну статью нормативно-правового
акта; одна статья нормативного акта содержит
лишь часть нормы права или один из элементов
нормы права; элементы нормы права излагаются
в нескольких статьях одного и того же
нормативного акта; элементы нормы права
излагаются в нескольких статьях различных
нормативных актов; в одну статью нормативного
акта включаются несколько правовых норм.
В случае, если в статье нормативно-правового
акта содержится часть нормы права, то
такие части принято называть нормативными
предписаниями. По характеру изложения
правовых норм в статьях нормативно-правового
акта принято различать способы: Прямой
способ предполагает полное изложение
всех элементов нормы права в статье нормативно-правового
акта. Логическая структура нормы права
совпадает с текстом и структурой нормативно-правового
акта. Отсылочный способ заключается в
неполном изложении нормы права в статье
нормативного акта, при этом делается
отсылка к другой статье этого же нормативного
акта. Отсылка к другим статьям того же
нормативно-правового акта имеет значительное
распространение в правовых конструкциях,
например, нормы Особенной части УК РФ
раскрывают недостающие положения Общей
части УК РФ, или наоборот. Бланкетный
способ предполагает также неполное изложение
правовой нормы в статье нормативно-правового
акта, но при этом делается отсылка не
к конкретной статье, а к другому нормативному
акту, или к нескольким нормативным актам.
По характеру нормативного обобщения
различают: Абстрактный способ представляет
собой изложение правовых предписаний
в обобщенном виде, при этом норма права
распространяется на неограниченное количество
случаев. Казуистический способ предусматривает
указание на конкретные случаи, выступающие
основой реализации норм права.
45.Понятие правотворчества
и его признака. Правотворчество - это деятельность
прежде всего государственных органов
по принятию, изменению и отмене юридических
норм. Субъектами правотворчества выступают
государственные органы, негосударственные
структуры (органы местного самоуправления,
профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими
полномочиями, а также народ при принятии
законов на референдумах. Правотворческая
деятельность осуществляется в рамках
установленных процессуальных норм (процедур),
содержащихся в Конституции, регламентах,
уставах и т.п.ПРИЗНАКИ правотворчества:·
1.Сознательно-волевой характер. 2. Объективно-исторический
характер. Признаки правотворчества отражают
сочетание субъективного и объективного
факторов в правотворчестве. Право создается
людьми, наделенными волей и сознанием,
имеющими определенный жизненный опыт,
правосознание, культурный уровень.
46.Виды правотворчества. Виды правотворчества: Народное правотворчество
осуществляется путём референдума. Референдум
– это всенародное голосование населения
по важнейшим вопросам государственного
или местного значения, выступающий одной
из форм непосредственной демократии.
Участие в нем принимают граждане государства,
обладающие активным избирательным правом.
Решения, принятые на референдуме, носят
общеобязательный характер и оформляются
нормативно-правовыми актами высших органов
государственной власти. Государственное
правотворчество - это правотворчество,
при котором правовые нормы формируются
уполномоченными государственными органами,
то есть прямо и непосредственно исходят
от государства. Санкционированное правотворчество
- это правотворчество, при котором государственные
органы делегируют негосударственным
организациям право нормативного регулирования
какого-либо вопроса либо одобряют различного
рода социальные нормы - корпоративные,
моральные, религиозные, традиционные,
придавая им общеобязательный характер
и юридическую силу.
47.Принципы правотворчества. Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых
актов предполагает учет общественного
мнения, публичное и гласное обсуждение
законопроектов, социологический анализ
реализации действующих норм. Принцип
актуальности и своевременности. Правотворчество
должно быть оперативным. С одной стороны,
законодатель должен чутко реагировать
на изменения ситуации в стране, не позволяя
нормам права устаревать, переставать
адекватно отражать потребности общества.
Принцип научности правотворческого процесса.
Правотворчество - специализированная
деятельность, требующая особых знаний
и навыков, прежде всего юридических. Она
требует высокой квалификации в сфере
правоведения, знания приемов и принципов
юридической техники, правовой терминологии,
умения их использовать в правотворческом
процессе. Принцип соблюдения баланса
публичных и частных интересов. Регулируя
общественные отношения, правовые нормы
должны обеспечивать баланс публичных
и частных интересов. Например, нормы,
устанавливающие ставки налогообложения,
должны, с одной стороны, гарантировать
наполнение доходной части бюджета, а
с другой - сохранить для налогоплательщика
стимулы к приобретению имущества, получению
прибыли, осуществлению предпринимательской
деятельности.
48.Правотворческая
техника: понятие и элементы. Правотворчество - это деятельность
прежде всего государственных органов
по принятию, изменению и отмене юридических
норм. Правотворческую технику составляют
правила, средства и приемы которые используются
при подготовке, оформлении и систематизации
Нормативно Правовых Актов. Элементы правотворческой
техники — это её методы, правила, приёмы
и средства. Методы правотворческой техники
— наиболее общие требования, предъявляемые
юридической наукой и практикой к процессу
создания законов и иных нормативных правовых актов.
К их числу относятся, во-первых, методы-принципы,
определяющие содержание правотворческой
деятельности как таковой (объективность,
гуманизм, научная обоснованность и т.
д.), во-вторых, общенаучные методы познания
(анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные
методы, к которым относятся как методы
юридической науки, так и методы тех наук,
которые изучают предмет регулирования
создаваемого нормативного акта. Правила
правотворческой техники — конкретные
требования, предъявляемые к процессу
выработки правового акта, основанные
на методах юридической техники. Правила
бывают: языковые (правила ясности, точности,
нейтральности, экономичности юридических
текстов, однозначности используемых
в тексте терминов, совершенства синтаксических
конструкций, устойчивости способов выражения
норм и др.); логические (правила тождества
интерпретации тождественных объектов,
структурирования текста правового акта,
пересекаемости правовых нормативов и
т. д.); гносеологические (правила отражения
социального явления адекватными лингвистическими
средствами, точности определения предмета
регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта). Приёмы
правотворческой техники представляют
собой операции разработчиков в отношении
текста создаваемого правового акта, направленные
на использование средств юридической
техники в соответствии с её правилами.
Средства правотворческой техники — это
арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных
(реквизиты) и специально-юридических
(конструкции, презумпции, фикции, отсылки,
примечания и т. д.) средств, технико-юридический
инструментарий, используемый для конструирования
нормативного акта.
49.Законотворческий
процесс: понятие и стадии. Законотворчество - это деятельность
компетентных органов государственной
власти, которая представляет собой особую
правовую форму осуществления функций
государства, состоящую в принятии, изменении
или отмене правовых норм. Под законотворческим
процессом понимается установленный порядок
прохождения проектов законов и других
нормативно-правовых актов, вплоть до
их принятия и вступления в силу. А) референдум
как способ принятия нормативно-правовых
актов Б) законодательная инициатива –
первая стадия законотворческого процесса
Она представляет собой, право внесения
законопроектов в законодательное учреждение
(Парламент, Конгресс, Национальное собрание,
Сейм и т.п.) в соответствии с действующим
законодательством и установленной процедурой.
В) обсуждение законопроекта – вторая
стадия законотворческого процесса. Обсуждение
бывает: предварительное, неофициальное
и официальное обсуждение. Предварительное
обсуждение производится, как правило,
с привлечением широкого круга заинтересованных
лиц, экспертов, представителей соответствующих
государственных и общественных организаций.
Оно может осуществляться в самых различных
формах, включая, например, проведение
тематических научно-практических конференций,
семинаров, заседаний «круглых столов»,
дачу экспертных заключений, проведение
теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым
законопроектам, подготовка соответствующих
публикаций в газетах и журналах и др.
Официальное обсуждение законопроектов
обычно осуществляется на двух уровнях
– на уровне парламентских комиссий, комитетов
и подкомитетов, а также на уровне парламентских
палат. Регулируется процесс прохождения
обсуждения с помощью специальных положений
и регламентов. Г) принятие и утверждение
закона – третья стадия законотворческого
процесса Принятие закона происходит
в высшем законодательном органе государства.
В то время как его утверждение (подписание)
осуществляется главой государства. Д)
обнародование принятого закона - заключительная
стадия законотворческого процесса
50.Понятие и
виды форм права. Источник (форма) права - это
внешний способ выражения государством
норм права. Источник (форма) права - внешняя
форма выражения и закрепления норм права.
Формирование норм права (правотворчество)
может осуществляться государством путём
принятия нормативных правовых актов,
в других случаях государство придаёт
правилу характер правовой нормы путём
санкционирования. Различают четыре основных
вида источников (норм) права: Правовой
обычай. Судебный прецедент. Нормативный
правовой акт. Нормативный договор. Обычай
является одним из самых старых видов
социальных ном. Вообще обычай - правило
поведения, которое сложилось в течение
нескольких поколений и стало обязательным
в силу многократного повторения, привычки.
Правовым обычаем называется обычай, санкционированный
государством, после установления юридической
санкции за несоблюдение простой обычай
становится правовым. Судебный прецедент
- решение суда по конкретному делу, которому
придаётся обязательная сила (некоторые
исследователи в качестве источника права
выделяют ещё и юридический прецедент).
Суд выступает в роли правотворческого
органа, его решение становится образцом
для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Нормативный правовой акт - документ, принимаемый
уполномоченным государственным органом,
устанавливающий, изменяющий или отменяющий
нормы права. Источником права в Украине
являются также нормативные договоры.
Самым распространённым видом нормативных
договоров являются международные договоры.
51.Понятие и
признаки нормативно-правовых актов. Нормативно правовой акт – это письменный
официальный документ, являющийся основным
источником права. Нормативные правовые
акты принимаются только уполномоченными
государственными органами в пределах
их компетенции, имеют определённый вид
и облекаются в документальную форму.
Нормативные правовые акты, действующие
в стране, образуют единую систему. По
порядку принятия и юридической силе нормативные
правовые акты подразделяются на законы
и подзаконные акты. Закон — нормативный
правовой акт, принятый в особом порядке
высшим представительным (законодательным)
органом государственной власти или непосредственно
народом. Подзаконные (все остальные) нормативные
правовые акты принимаются государственными
органами в пределах их компетенции и,
как правило, на основании закона. ПРИЗНАКИ:
нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность;
оформление в виде официального документа; определённый порядок группировкиправовых
норм (пример Конституция)
52.Виды нормативно-правовых
актов. Нормативный правовой акт —
официальный документ установленной формы
принятый (изданный) в пределах компетенции
уполномоченного государственного органа
(должностного лица) или путем референдума.
Виды нормативно – правовых актов. Классификация
законов может иметь следующий вид: 1.по
юридической силе (конституция, федеральные
конституционные и федеральные законы);
2.по сфере действия (федеральные и субъектов
федерации); 3. по субъектам законотворчества
(принятые на референдуме или органами
государственной власти); 4. по отраслевой
принадлежности (конституционные, административные,
гражданские); 5. по внешней форме выражения
(конституция, кодекс, закон, устав); 6. по
сроку действия (постоянные и временные);
7. по кругу лиц (распространяющие свое
действие на иностранцев, граждан, лиц
без гражданства); 8. по времени вступления
в силу (непосредственно или с даты, указанной
в законе). По субъектам издания и сфере
распространения они подразделяются на:
1.общие; 2.местные; 3.ведомственные; 4.внутриорганизационные.
Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые
акты общей компетенции, действие которых
распространяется на всех лиц определенного
государства. Местные подзаконные нормативно-правовые
акты - это акты органов представительной
и исполнительной власти на местах. Ведомственные
подзаконные нормативно-правовые акты
принимаются на основе законов Украины,
указов Президента и постановлений Правительства.
Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые
(локальные) акты - это нормативно-правовые
акты, издаваемые различными организациями
для регламентации своих внутренних вопросов
и распространяющиеся на членов данных
организаций (ограниченный круг лиц). Если
расположить подзаконные нормативно-правовые
акты по юридической силе, то система этих
актов примет следующий вид. 1.Указы и распоряжения
Президента. 2.Постановления и распоряжения
Правительства. 3.Приказы, инструкции,
положения министерств, ведомств, государственных
комитетов. 4.Решения и постановления местных
органов государственной власти. 5.Решения,
распоряжения, постановления местных
органов государственного управления.
6.Нормативные акты муниципальных (негосударственных)
органов. 7.Локальные нормативные акты.
53.Структура нормативно-правовых
актов. Структурная единица — логический
элемент правового акта, объединяющий
сходные в той или иной степени нормы права. Официально установленных
требований по вопросу структурирования
нормативных актов не существует. Согласно
сложившейся практике, основной структурной
единицей нормативно-правовых актов является
статья, индивидуальных правовых актов
— пункт. Статьи (пункты) при необходимости
группируются в более и (или) делятся на
менее крупные элементы. Виды (согласно
наиболее часто встречающейся иерархии):
часть, раздел, подраздел, глава, параграф,
статья, часть статьи[1], пункт, подпункт.
Для идентификации участка текста также
иногда прибегают к указанию на абзац,
являющийся, строго говоря, структурной
единицей документа, а не правового акта.
54.Понятие юридической
силы нормативно-правовых актов. Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа
в данное время на данной территории. Нормативные
правовые акты действуют со дня вступления
в силу до утраты силы. При этом они имеют
силу только на территории государства, либо автономного
или муниципального образования. По юридической
силе все нормативно – правовые акты подразделяются
на законы и подзаконные акты. Юридическая
сила нормативно – правовых актов является
наиболее существенным признаком их классификации.
Она определяет их место и значимость
в общей системе государственного нормативного
регулирования. В соответствии с теорией
и практикой правотворчества акты вышестоящих
правотворческих органов обладают более
высокой юридической силой, чем акты нижестоящих
правотворческих органов. Последние издаются
на основе и во исполнение нормативных
актов, издаваемых вышестоящими правотворческими
органами. Закон. Это главный и преимущественный
нормативно правовой акт современного
государства. Он содержит правовые нормы,
которые регламентируют наиболее важные
стороны общественной и государственной
жизни. Определение закона можно сформулировать
следующим образом : это нормативно –
правовой акт, принимаемый высшим представительным
органом государства в особом законодательном
порядке, обладающей высшей юридической
силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения с точки зрения
интересов и потребностей населения страны.
Подзаконные нормативно – правовые акты.
Это правотворческие акты компетентных
органов, которые основаны на законе и
не противоречат ему. Подзаконные акты
обладают меньшей юридической силой, чем
законы, они базируются на юридической
силе законов и не могут противостоять
им. Подзаконные акты, дополняют законы.
55.Понятие, признаки
и виды законов. Закон - это нормативно-правовой
акт, "принимаемый высшим представительным
органом государства в особом законодательном
порядке, обладающий высшей юридической
силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения с точки зрения
интересов и потребностей населения страны"
Закон – это обязательное для исполнения
правило, которое общество устанавливает
для своих членов. Закон, как основной
источник права большинства современных
государств, отличается характерными
только ему признаками:1) законы принимаются
только высшими представительными органами
государства или самим народом в результате
референдума 2) законы принимаются по основным
вопросам общественной жизни 3) принятие
законов обусловлено особым законодательным
порядком, который не свойственен принятию
других нормативных актов 4) законы не
подлежат отмене другими государственными
органами, кроме как парламентом, принявшим
этот закон 5) законы составляют основу
всей правовой системы государства 6) законы
обладают высшей юридической силой по
отношению к другим нормативным актам.
Как источник права, законы отличаются
по своей юридической силе. Законы бывают
конституционные и обыкновенные. Конституция,
как основной закон государства, является
основным источником права и обладает
высшей юридической силой по отношению
ко всем другим законам и нормативным
актам. Конституционные законы, следующие
после конституции по своей юридической
силе, определяют основные начала государственной
и общественной жизни. На основе конституции
и конституционных законов строится всё
остальное законодательство государства.
В процессе реализации норм права в повседневной
жизни важно установить пределы действия
нормативно-правовых актов, так как всякий
нормативный акт издаётся для того, чтобы
в определённый промежуток времени на
конкретной территории регулировать отношения
определённого круга лиц.