56.Понятие и
виды подзаконных нормативно-правовых
актов в Украине. Подзаконные нормативно – правовые
акты. Это правотворческие акты компетентных
органов, которые основаны на законе и
не противоречат ему. Подзаконные акты
обладают меньшей юридической силой, чем
законы, они базируются на юридической
силе законов и не могут противостоять
им. Подзаконные нормативно – правовые
акты дополняют закон. В зависимости от
субъектов, что их издали, рассматривают
такие виды подзаконных нормативно-правовых
актов 1.нормативные акты Президента Украины;2.акты
Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного
суда Украины, Конституционного Суда Украины,
Генерального прокурора Украины, Верховного_суда
Автономной республики Крым;3.акты Кабинета
Министров Украины, Верховной Рады Украины
и Совета министров Автономной Республики
Крым;4.акты министерств, государственных
комитетов, других органов центральной
исполнительной власти со специальным
статусом;5.нормативные акты государственных
администраций в регионах, городах Киеве
и Севастополе, районах в этих городах;6.нормативные
акты органов регионального и местногосамоуправления;6.нормативные
акты отделов и управлений соответствующих
центральных органов на местах;7.нормативные
акты руководителей государственных предприятий,
учреждений, организаций на местах; 8.другие
подзаконные нормативные акты.
57.Действие нормативно-правовых
актов во времени. Нормативно-правовые акты действуют
во времени, пространстве относительно
определенных лиц. Характеризуя действие
нормативно-правовых актов во времени,
следует различать: вступление в силу;прекращение
действия; обратную силу действия. Вступление
в силу нормативно-правовых актов может
определяться: Принятием или подписанием
акта. Моментом опубликования акта. Например,
истечением определенного срока после
опубликования нормативно-правового акта.
Датой, указанной в самом нормативно-правовом
акте. Отсрочка во времени, как правило,
предусматривается для нормативных актов
повышенной сложности или значения. Прекращение
действия нормативно-правового акта определяется
следующими моментами: Истечением срока
действия акта. Устанавливается временной
период действия акта, и по истечении указанного
срока он прекращают действовать. Наступлением
определенных условий. Иногда в самом
нормативно-правовом акте используется
указание на то, что он действует вплоть
до вступления в силу иного правового
акта. Обратная сила действия, т.е. Прямой
отменой акта. Так отменяется большинство
нормативно-правовых актов, что соответствует
принципу определенности правового регулирования.
В этом случае издается специальный акт
о прекращении действия нормативно-правового
акта либо такая отсылка содержится в
новом нормативном акте с однородным предметом
регулирования.
58.Действие нормативно-правовых
актов в пространстве и за
кругом лиц. Действие нормативно-правовых
актов в пространстве. – т.е. действием
на определенной территории определенной
территории. В соответствии с принципами
государственного суверенитета и территориального
верховенства нормативно-правовые акты,
издаваемые высшими органами власти того
или иного государства, действуют лишь
на его территории. В пределах территории
данного государства они выступают как
акты, обладающие высшей юридической силой
и имеющие беспрекословный приоритет
перед всеми другими нормативными актами,
действующими на той же государственной
территории. При этом под государственной
территорией понимается часть земного
шара, включающая в себя сушу, недра, воздух
и воду, которая находится под суверенитетом
данного государства и на которую государство
распространяет свою власть. Суверенитет
государства распространяется на территорию
своих посольств, военных кораблей, всех
кораблей в открытом море и других объектов,
принадлежащих государству и находящихся
в открытом море или космосе. Действие
норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового
акта должно содержаться описание субъектов,
которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые
акты распространяются на всех лиц, находящихся
на территории государства, включая иностранцев,
лиц без гражданства, структурные подразделения
иностранных и международных организаций.
Причем в отношении граждан самого государства
нормативно-правовые акты действуют как
на территории государства, так и за его
пределами.
59.Понятие и
элементы системы права. Система права - это организованная
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
отраслей права, подотраслей, правовых
институтов и норм, отражающая, с одной
стороны, единство правовых норм, а с другой
- их специализацию. Элементы системы права.
Основу системы права составляют особым
образом структурированные и взаимосвязанные
нормы права. Нормы объединяются в более
общие нормативно-юридические образования:
институты права, подотрасли права и отрасли
права. Институт права — это элемент системы
права, представленный совокупностью
правовых норм, регулирующих однородную
группу общественных отношений. Отрасль
права — это элемент системы права, представляющий
собой распределенную по правовым институтам
совокупность юридических норм, регулирующих
качественно однородную область общественных
отношений.
60.Предмет и
метод правовой регуляции как
критерии строения системы права. Предмет отрасли права (как основа системы
права) - это совокупность однородных общественных
отношений, регулируемых той или иной
группой норм. Метод регулирования отрасли
права (как основа системы права) - это
совокупность приемов, способов, средств,
правового воздействия на общественные
отношения. Если предмет отрасли показывает,
что регулирует данная отрасль, то метод
- как, каким образом это регулирование
осуществляется. На основе формулирования
предмета и метода системы права, можно
утверждать, что вся система права строится
на регулировании общественных отношений
во всех его сферах жизнедеятельности.
Во избежания хаоса, не последовательности
в регулировании общественными отношениями
строиться вся система права…Создаются
отдельные отрасли права призванные регулировать
определенные отношения людей в разных
сферах жизнедеятельности общества. На
отрасли права (как основного элемента
системы права) строиться вся система
права, отрасли права делятся и создают
при этом систему права(гражданское право;
трудовое право; конституционное право;
административное право; уголовное право;
семейное право и т.д.)
61.Понятие и
виды отраслей и институтов
права. Отрасль права - это главное
подразделение системы права, призванная
регулировать однородные общественные
отношения. Отрасль права регулирует общественные
отношения, связанные с осуществлением
какой-либо широкой сферы предметной деятельности
общества, государства, граждан и иных
субъектов права. Отрасли права могут
быть подразделены на три вида: 1. Профилирующие,
базовые отрасли, охватывающие главные
правовые режимы; базовая отрасль всей
системы - конституционное право; материальные
отрасли - гражданское, административное;
уголовное право. Именно здесь, в этой
группе сконцентрированы главные, первичные
с правовой стороны юридические средства
регулирования. 2. Специальный отрасли,
где правовые режимы модифицированы, приспособлены
к особым сферам жизни общества: трудовое
право, земельное право, финансовое право,
право социального обеспечения, семейное
право. 3.Комплексные отрасли, для которых
характерно соединение разнородных институтов
профилирующих и специальных отраслей:
хозяйственное право, сельскохозяйственное
право, природоохранительное право, торговое
право, прокурорского надзора, морское
право. Институт права - устойчивая и объективно
обособленная группа юридических норм,
регулирующих однородные общественные
отношения, входящие в соответствующую
отрасль права. В некоторых случаях институт
права могут образовывать нормы двух и
более отраслей права. Если отрасль регулирует
род общественных отношений, то институт
- лишь их вид. Институт права - гораздо
меньшая по сравнению с отраслью совокупность
юридических норм. В каждой отрасли права
можно выделить множество институтов.
Например, отрасль уголовно-процессуального
права включает институты возбуждения
уголовного дела, предъявления обвинения,
применения мер пресечения, предварительного
слушания, судебного разбирательства
и др., а отрасль трудового права - институты
охраны труда, трудового договора, материальной
ответственности и др.
62.Понятие публичного
и частного права. Частное право — это совокупность
отраслей — часть системы действующего
права. Частное право регулирует имущественные
и личные неимущественные отношения между
гражданами, коллективами людей(предприятиями,
фирмами и пр.) Частноправовые отношения
имеют набор определенных признаков. Во-первых,
они складываются по воле самих участников,
совершаемые ими двухсторонние действия
(например договоры купли-продажи) приобретают
юридическую силу, если осуществляются
добровольно. Во-вторых, частноправовые
отношения основаны на юридическом равенстве
участников — равноправии сторон. В-третьих,
частноправовые отношения имеют горизонтальный
характер, то есть непосредственно не
связаны с органами государственной власти
и подчинением им. Публичное право – это
нормы, устанавливающие структуру и порядок
деятельности государственных органов,
регулирующие отношения, складывающиеся
между гражданами и органами государства.
Публичное право - совокупность отраслей
права, которые регулируют отношения,
обеспечивающие общий, публичный интерес.
Отраслям публичного права являются: 1.международное
публичное право; 2.конституционное право;
3.административное право; 4.финансовое
право; 5.уголовное и уголовно-процессуальное
право и др.
63.Соотношение
системы права и системы законодательства. Соотношение системы права и системы
законодательства Систему права не следует
отождествлять с системой законодательства.
Система права, складывается объективно
в соответствии с существующими в каждой
конкретной стране видами общественных
отношений, система же законодательства
является результатом его целенаправленного
формирования и упорядочения. Система
права - это объективное правовое явление,
которое формируется на основе общих закономерностей
общественной жизни. Являясь отражением
реально существующей системы общественных
отношений, система права строится не
по произвольному усмотрению людей, а
на основе объективной действительности.
Законодательство в широком смысле - система
нормативно правовых актов. Среди нормативно-правовых
актов высшей юридической силой обладают
законы. Поэтому понятие законодательства
имеет и узкую трактовку. В собственном
смысле слова законодательство - совокупность
законов, принятых органами народного
представительства или непосредственно
самим народом (на референдуме).
64.Систематизация
законодательства: понятие, способы
и значения. Систематизация законодательства
- это целенаправленная деятельность по
упорядочению и совершенствованию законодательства,
приведение действующих актов в определённую
систему путём составления единых нормативных
актов или их сборников; (для удобства
и оперативного использования). Способы
систематизации это: 1. кодификация; 2.инкорпорация.
Кодификация – это систематизация определенной
группы юридических норм в единственном
нормативно правовом акте. При коде заменяются
и отменяются старые юридические нормы,
устанавливаются новые, заполняются пробелы
в праве, устраняются противоречия между
нормами (кодексы). Инкорпорация – это
систематизация действующих правовых
актов в одном сборнике за определенным
критерием, то есть за хронологией или
за алфавитом. До инкорпорации относится
отчет законов. В истории есть и такая
форма систематизации законодательства,
как консолидация – это объединение законодательства
нескольких стран. Значение: систематизации
для совершенствования действующих нормативных
актов, придание им свойств системности,
непротиворечивости; для обнаружения
пробелов в нормативном материале, устаревших,
дублирующих или противоречащих друг
другу нормативных актов и быстрая их
ликвидация, что влияет на обеспечение
законности и правопорядка; для обеспечения
возможности хорошо ориентироваться в
законодательстве, оперативно находить
и правильно толковать все нужные нормы;
систематизация - необходимая предпосылка
целенаправленного и эффективного правового
просвещения и воспитания, научных исследований,
обучения студентов.
65.Понятие и
виды кодификации законодательства. Кодификация – это систематизация определенной
группы юридических норм в единственном
нормативно правовом акте. При коде заменяются
и отменяются старые юридические нормы,
устанавливаются новые, заполняются пробелы
в праве, устраняются противоречия между
нормами (кодексы). ВИДЫ: 1. всеобщая кодификация,
под которой понимается принятие целой
серии кодификационных актов по всем основным
отраслям законодательства и, как следующий
этап -- создание объединенной, внутренне
согласованной системы таких актов типа
«кодекса кодексов»; 2. отраслевая кодификация,
охватывающая законодательство той или
иной отрасли (гражданский, трудовой, уголовный
кодексы и т. д.); 3. специальная (комплексная)
кодификация -- это издание актов, регулирующих
тот или иной правовой институт (налоговый,
лесной кодексы и т. д.). Кодификация способствует
усилению стабильности законодательства,
созданию четкой, опирающейся на научный
фундамент, системы нормативных актов,
обеспечивает оптимальную скоординированность
между действующими нормами, создание
в законодательстве укрупненных нормативных
блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные
задачи - совершенствовать и содержание,
и форму законодательства.
66.Понятие и
виды инкорпорации законодательства. Инкорпорация – это систематизация действующих
правовых актов в одном сборнике за определенным
критерием, то есть за хронологией или
за алфавитом. в зависимости от юридической
силы издаваемых сборников и собраний
законодательства, по субъекту, производящему
систематизацию, выделяют следующие виды
инкорпорации: официальная, официозная
(полуофициальная) и неофициальная: 1.официальная
инкорпорация осуществляется от имени
и по поручению либо с санкции правотворческого
органа (органов), который утверждает или
иным способом официально одобряет подготовленное
Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод)
носит официальный характер, т. е. оно приравнивается
к официальным источникам опубликования
нормативных актов, и на его материалы
можно ссылаться в процессе правотворческой
и правоприменительной деятельности;
2. официозная (полуофициальная) инкорпорация
-- это издание собраний и сборников законодательства
по поручению правотворческого органа
(органов) специально уполномоченными
на то органами (например. Министерством
Юстиции), причем правотворческий орган
официально не утверждает и не одобряет
такое собрание (сборник) и потому тексты
помещенных в нем актов не приобретают
официальный характер. 3. неофициальная
инкорпорация осуществляется теми субъектами,
которые не имеют специальных, предоставляемых
правотворческим органом полномочий издавать
собрания законодательства и осуществляют
эту деятельность по собственной инициативе
(сборники по трудовому, жилищному или
пенсионному законодательству, справочники
для бухгалтеров, предпринимателей, учителей,
военнослужащих и т. д.). Неофициальные
сборники законодательства не являются
официальным источником права, на них
нельзя ссылаться в процессе правотворчества
и применения права. Большинство ныне
издаваемых в нашей стране сборников законодательства
-- это неофициальная инкорпорация. В рамках
неофициальной различаются профессиональная
(осуществляется лицами, обладающими специальными
познаниями) и обыденная инкорпорация
(осуществляется любыми субъектами общественных
отношений).